Владычный двор Новгородского кремля

Вся северная сторона Детинца, примыкающая к Софийскому собору, называлась в древности Владычным двором. Она была наглухо отделена от прочей территории Кремля, и попасть в этот архиепископский замок можно было только через ворота у юго-западного угла Софии. Сейчас здесь тоже находится арочный проход - под галереей, соединяющей Софийский собор с Митрополичьими покоями.

Этот уникальный архитектурный ансамбль сложился на протяжении XIIXVII веков.

В древности территория кремля делилась на две неравные части. В меньшей, северо­западной, части находился Владычный двор. Все, что было за его пределами и находилось «около»  него,  называлось  «околотком».

Владычный двор состоял из многих жилых и хозяйственных построек. Они были размещены так, что замыкали северо-западный участок кремля, превращая его в своеобразную крепость в крепости.

Во Владычном дворе жил самый богатый новгородский феодал, владелец несметных сокровищ владычной казны епископ. Здесь собирался «совет господ», состоявший из нескольких десятков представителей местной знати. Здесь решались вопросы взаимоотно­шений с Москвой и Литвой. Владычный двор  был свидетелем  и  небывалого   подъема власти своих хозяев и резкого крушения этой власти после объединения с Москвой.

Многие столетия Владычный двор оставался крепостью в крепости, государством в государстве, явно или скрытно противостоявшим княжескому дому. Включая в свою территорию Софийский собор, символ самостоятельности Новгорода, Архиерейский дом и сам осознавал себя олицетворением высшей власти, защищенной покровительством Богоматери и Софии Премудрости Божией. В одной из палат - Грановитой, заседал Совет господ, на дворовой площади собиралось вече.

Во Владычном дворе во время народных восстаний укрывались епископ и богатые новгородские бояре. Восставшие горожане порой все же проникали сюда. Так, во время восстания 1650 года горожане ворвались в южную часть двора и освободили из темницы двух узников, Ивана Жеглова и Игнатия Молодежника, которые возглавили восставших. Однако в центр Владычного двора восставшие не проникли. Это было им не под силу. Восстание было подавлено отрядом московских стрельцов во главе с князем Хованским.

Загородившись стенами, Архиерейский дом обеспечивал себя всем необходимым. На его дворе были поварни, квасные, рукодельни, сушила, бани, кузни, колодец, скотный и конюшенный дворы, склады и погреба с припасами.

Почти каждый владыка что-нибудь строил на своем дворе. Небольшое пространство двора не давало возможность строить свободно. Владыки разрушали прежние сооружения, изменяли их облик, надстраивали, окружали дополнительными конструкциями. Чаще всего возобновления совершались на старой основе, и прежние здания, расширенные и благоустроенные, продолжали выполнять свои функции.

Самое грандиозное строительство на территории Владычного двора проводилось при Евфимии, бывшем новгородским архиепископом с 1429 по 1458 гг. Большую часть нынешней территории двора занимает сложный комплекс разновременных и разнохарактерных построек, основание которых заложил в XV в. Евфимий.

Этот энергичный и деятельный глава новгородской церкви был ярым противником воссоединения Новгорода с Москвой. Он проводил большие строительные работы как в самом Новгороде, так и за его пределами с явной целью пробудить у новгородцев чувство местного патриотизма.

От построек Владычного двора сохранились Никитский корпус, Грановитая палата, надвратная церковь Сергия Радонежского, здание Судного и Духовного приказов, Часозвоня.

Созидательная деятельность Евфимия не оставила современников равнодушными. Их впечатления в полной мере отразились в восхищенном рассказе очевидца, Пахомия Серба, автора "Жития архиепископа". Сдержанный обычно по отношению к окружавшей его действительности, автор "Жития Евфимия" превращается в занимательного рассказчика и доносит до читателя неподдельный восторг от увиденного. Рассказ Пахомия удивителен. Перечисленные в нем реалии - палаты, переходы, столп с часами, поварня, рукодельня - под влиянием замысловатых риторских словес как бы исчезают из действительной жизни, растворяются в фантастической картине, созданной воображением восхищенного очевидца.   Кажется, он стремится не к достоверному изображению увиденного, а к перевоплощению его, созданию похвального слова земному чуду. И в самом деле, созданный по единому плану, подчиненному идее функциональной, жилой архитектуры, Владычный двор представлял собой нечто совершенно новое в русской культуре, выдающееся явление градостроительства.   Прошло совсем немного времени и любимое детище Евфимия отделилось от своего творца и стало фактом общественного значения, вступив в долгую историю своего существования. Его облик в течение столетий подвергался самым произвольным изменениям и, в конце концов, утратил первозданность.

Никитский корпусНикитский корпус - древнейшее здание Владычного двора. Стены здания относятся к XVII веку, но стоят они на остатках древнего здания XII века. Корпус назван по имени епископа киевлянина Никиты.

К Никитскому корпусу в древности при­мыкало огромное здание Архиепископского дворца. Оно тянулось вдоль всей кремлев­ской стены от Никитского корпуса   за  Митрополичью башню. Здание это было трех­этажным. Этажи сообщались между собой, с башнями и со стеной кремля.

Дворец был построен епископом Евфимием в 1430-х годах, сразу после завершения строительства каменного детинца. Западной стеной дворца являлась стена крепости, в толще которой находились и отдельные его помещения. Дворец не сохранился до наших дней, и представление о нем складывается только на основании археологических рас­копок.

Сейчас остатки дворца открыты для обоз­рения. В его нижнем этаже находились не­большие камеры-казематы. Одна из них, пе­рекрытая кирпичным сводом и имевшая несколько внутристенных ниш-тайников, со­общалась через сводчатую галерею с Федо­ровской башней. Эта камера, как и нижний этаж Федоровской башни, служила для хра­нения боеприпасов. В XVI веке в этой свод­чатой камере сделали бойницу подошвенного боя. Бойница хорошо сохранилась. От сводчатой галереи уцелели стены с пилястрами и нижние части столбов, на которых держа­лись   своды.    На    стенах    галереи    найдены центры, из которых при помощи простой веревки и гвоздя очерчивались полуокружности сводов.

Рядом с камерой боеприпасов находится небольшая по площади камера с необычайно толстыми стенами. Такой толщины стены, больше не встречающиеся во дворце, свидетельствуют о каком-то высоком сооружении, которое опиралось на них. Это была знаме­нитая высотная «сторожня» башня, упоминаемая в летописи. Ее вид известен по со­хранившемуся рисунку одного иностранного путешественника, посетившего кремль в XVII   веке.

Уцелели и открыты для обозрения остат­ки нескольких камер второго этажа Архи­епископского дворца. Одна из этих камер была кухней или, как тогда говорили, повар­ней. Сохранился своеобразный мусоропровод этой поварни. Он представляет собой кир­пичный постамент, с раковиной, от которой через всю толщу кремлевской стены идет наклонный канал—по нему кухонные отбро­сы  стекали  в  кремлевский  ров.

В стене найдены остатки и другого интереснейшего   сооружения.   Это толстые   глиняные трубы длиной около двадцати пяти сантиметров, соединенные друг с другом и образующие водопровод. Легкий наклон это­го водопровода показывает, что вода шла в направлении к Федоровской башне. Найден и широкий открытый глиняный сосуд, со­единенный с водопроводом и служивший для водозабора. Водопровод был сделан во вре­мя сооружения кремлевской стены и примы­кающего к ней дворца.

На втором этаже находилась и уборная, в ее помещении найдены остатки канализационных устройств. Подобный канализационный узел представлял в XV веке большую редкость. Он является самым древним на территории  нашей  страны.

Третий этаж дворца находился на уровне боевого хода стены кремля и, возможно, использовался для военных целей. В стене Федоровской башни видны входы на этот этаж.

Здание   дворца   кончалось   за   Митрополичьей башней. Его нижний этаж сейчас находится в составе сохранившегося здания XVII  века, в котором помещались раньше  Судный и Духовный  приказы новгородских митрополитов. С юга это здание примыкает к так называемому Лихудову корпусу. Он построен в XV веке и перестроен в начале XVIII века для славяно-греческой школы, открывшейся в 1706 году. В школе преподавали братья Иоанникий и Софроний Лихуды, основатели Московской славяно-греко-латинской академии. Во многих городах в это время открылись школы духовного ведомства, и новгородская школа готовила для них преподавателей.

Одно из самых значительных сооружений Владычного двора — трехэтажная Грановитая палата. Построена она епископом Евфимием в 1433 году. Время исказило первона­чальный ее облик, который, однако, можно представить себе по отдельным сохранившимся деталям. Так, в верхней части стены, обращенной к Никитскому корпусу, сохрани­лись следы старинных парных стрельчатых окон. Широкие прямоугольные окна сделаны в более позднее время. Лучше всего сохра­нились интерьеры палаты, особенно ее парад­ный зал на третьем этаже. Теперь палата кажется двухэтажной, ее нижний этаж, за­крытый   культурным   слоем,   стал   подвалом. В парадный зал палаты ведет лестница, построенная в XIX веке. На ее месте раньше находились парадные сени. В нишах на стене сохранились фрески 1441 года. В правой нише изображен Христос. На странице рас­крытой книги, которую он держит в руках, написано: «Не на лице зряще судите, сынове человечестии, но праведен суд судите, им же бо судом судите, судится и вам».

В палате заседал суд, и эти слова служи­ли грозным напоминанием его членам. Инте­ресно, что как раз вскоре после создания этой многозначительной фрески новгородский летописец записал под 1445 годом гневные слова: «...не бе в Новегороде правде и правого суда».

С этим изображением Христа связана одна из новгородских легенд. Согласно этой легенде, новгородский архиепископ Иоанн спас Новгород от взятия суздальцами. Этот епископ герой нескольких легенд. Как рас­сказывает легенда, когда Новгород осадили суздальцы (это было, по свидетельству ле­тописи, в 1169 году), в ночь перед сражением Иоанн молился перед изображением Христа в Грановитой палате. Интересно отметить, что автора легенды не смутило, что это изображение появилось только в 1441 году. Во время молитвы Иоанн якобы услышал «глас божий», повелевший ему идти в Спасскую церковь на Ильиной улице (сохранившуюся до наших дней), взять там икону богородицы и вынести ее на стену окольного города. Так и было сделано. Суздальцы выпустили по иконе тысячи стрел, одна из них попала в глаз богородицы. В отместку за это суздальцы были ослеплены и не смогли взять Новгород.

Парадный зал Грановитой палаты пере­крыт сводом, опирающимся на массивный столб, стоящий в центре помещения. Поверх­ность свода покрыта гранями нервюрами. От этих граней и происходит, очевидно, название палаты. Нервюры характерная осо­бенность готической архитектуры, свидетель­ствующая о том, что палата сооружалась при участии зарубежных мастеров. Это подтвер­ждается и летописью, где сказано, что строи­ли палату «немецкие мастера из Заморья» вместе «с новгородскими мастеры».

В древности Грановитая палата была огромным  сооружением.  Об этом свидетельствует хотя  бы  то,  что  в  ней  было  30  входов.

Грановитая палата подверглась, как уже отмечалось, многим переделкам. Они косну­лись не только внешнего облика здания, но и его интерьеров. Во время перестройки Грановитой палаты в 20-х годах XIX века стены парадного зала были покрыты рос­писью масляными красками, которую видит теперь посетитель.

Это здание свидетель многих историче­ских событий. Здесь заседал не только суд, но и боярский «совет господ». Решения со­вета закреплялись грамотами с печатями его членов. «Совет господ» состоял из посадника, епископа, кончанских старост, сотских и бывших посадников. Порой число членов со­вета доходило до пятидесяти, некоторые грамоты скреплены даже 58 печатями.

В 1478 году здесь прозвучал грозный указ Ивана III о присоединении Новгорода к Москве: «А вечевому колоколу в отчине на­шей в Новгороде не быти, посаднику не бы­ти, а государство нам свое держати». В 1510 году здесь же было объявлено о при- соединении Пскова к Москве. В 1570 году здесь состоялся известный пир Ивана Грозного, на котором московский царь отпраздновал «свадьбу» своего против­ника новгородского епископа Пимена. В «жены» Пимену была отдана... лошадь. Пи­мена обрядили шутом, посадили на лошадь, дали в руки гусли и отправили в Москву, где он был заточен в тюрьму. После этого царь жестоко расправился с непокорными новгородцами. Эти события отразились в легенде, согласно которой Волхов не замерзает в самые суровые зимы, потому что при Иване Грозном в Новгороде было пролито много горячей крови.

В настоящее время Грановитая палата яв­ляется музеем. В музейной экспозиции представлены сокровища русского прикладного и ювелирного искусства. Здесь можно увидеть изделия XIXII веков и вещи XVIIXVIII столетий. Великолепны знаменитые перегородчатые эмали XII века. О высоком искусстве древних новгородских мастеров-серебряников свидетельствуют кратиры Софийского собора (ритуальные сосуды для вина). На кратирах сохранились имена их владельцев - Петра и жены его Марьи, Петрилы и жены его Варвары. На этих же кратирах вырезаны и имена их создателей - мастеров Константина и Братилы. Кратиры созданы в XII веке. К этому же времени относятся Малый и Большой сионы символические изображения «матери всех церквей» - храма Воскресения Христа в Иерусалиме. Подобные сионы были во многих соборах Москвы, Пскова, Владимира и Киева, но новгородские экземпляры наиболее древние.

В Грановитой палате хранится много культурных ценностей. Среди них не только церковная утварь, оклады икон и евангелий, предметы церковного облачения, но и драгоценнейшие памятники древней русской пись­менности, как, например, Мстиславова жало­ванная грамота на пергаменте начала XII века, переписка местных монастырей XVI XVII веков, новгородские свинцовые печати, местные и привозные монеты XIVXV веков. Все эти изделия свидетельствуют о высокой и многообразной культуре древней Руси.

Надвратная церковь Сергия Радонежского одна из построек, ограничивающих территорию Владычного двора с юга. Построена она в 1463 году архиепископом Ионой по образцу многочисленных кремлевских надвратных церквей и посвящена не местному, а московскому святому. Сделано это Ионой вопреки всем местным традициям, явно для пропаганды московских интересов. Иона был сторонником объединения Новгорода с Москвой, которое вскоре и произошло.

Внутренние помещения церкви Сергия Радонежского были расписаны фресками. На одной из сохранившихся фресок изображена сама церковь, благодаря чему известен ее первоначальный вид.

Рядом с церковным проездом на Владычный двор  была построена в XVII веке высокая часозвоня, сохранившаяся до наших дней. Она заменила разрушившуюся «сторожню» XV века, возвышавшуюся над архиепископским дворцом.

На страницу "Прогулки по городу"

На первую страницу

 

Сайт создан в системе uCoz