Выстроенная в 1352 году в ближайшем соседстве с Ковалевской церковью церковь Успения на Волотовом поле но общей композиции была близка к церкви Николы па Липне. Это также кубического типа одноглавый храм с одной пониженной апсидой. Однако зодчий Волотовской церкви проявил много самостоятельности в поисках новых пространственных решений. Прежде всего, в Волотове подкупольные столбы значительно придвинуты к стенам церкви, что создает впечатление большей пространственной обобщенности: этому способствовало также округление нижней части столбов. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV и XV веков.
Подобно церкви Николы на Липне, Волотовская церковь имела трехлопастное завершение. Как и в церкви Николы на Липне, фасады Волотовской церкви не имели тройчатого членения лопатками. Зодчий полностью отказался от декоративных украшений на фасадах церкви. С западной и северной сторон к основному кубу храма примыкали небольшие притворы. Возможно, что аналогичный притвор существовал раньше и с южной стороны. Как и в церкви Николы на Липне, в Волотовской церкви бросается в глаза вытянутость пропорций.
Три года спустя, в 1355 году, строитель Волотовской церкви архиепископ Моисей почти полностью повторил церковь Успения в своей новой постройке — церкви Михаила на Сковородке. Искаженный до неузнаваемости перестройкой XIX века, этот памятник сохранял (до войны) полностью не только свой старый план, но даже старые своды, подпружные арки и купол. Церковь Михаила была почти полной копией церкви Успения на Волотове, имея, как и последняя, трехлопастное завершение и нерасчлененные лопатками фасады. С трех сторон к церкви примыкали небольшие притворы, крытые коробовыми сводами.
Перечисленные выше памятники конца XIII и первой половины XIV века могут рассматриваться как промежуточное звено в процессе сложения того нового стиля в новгородском зодчестве, который в окончательно сформировавшемся виде представлен блестящей серией памятников 60—80-х годов XIV века.
Основными чертами этого переходного периода были незавершенность новых решений и нередкий возврат к старым формам. Вместе с тем характерной особенностью мастеров конца XIII — начала XIV века было критическое отношение к старым, давно устоявшимся представлениям. Не все из этого критического переосмысления вошло в дальнейшем в арсенал художественных форм классического периода новгородского зодчества. Так, например, отказ от членения стены лопатками — прием, примененный впервые еще зодчими церквей в Перынском скиту и Николы на Липне, повторенный позже в церкви Успения на Волотове и в церкви Михаила на Сковородке и, при иной системе покрытия, в церкви Спаса на Ковалеве, — не привился впоследствии. Трехчастное членение фасадов лопатками, как выражение четырехстолпной конструкции здания, станет характерной чертой новгородской архитектуры конца XIV—XV века в такой же мере, как это было в зодчестве конца XII— XIII века.
Государственная премия Российской Федерации 2004 года в области литературы и искусства присуждена архитекторам-реставраторам Красноречьеву Леониду Егоровичу и Кузьминой Нинель Николаевне за выдающийся вклад в сохранение мирового культурного наследия, возрождение уникального памятника отечественной архитектуры ХIV века – церкви Успения на Волотовом поле под Великим Новгородом, уничтоженного во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Л.Е.Красноречьев – один из крупнейших знатоков каменного и деревянного зодчества Новгородской земли, создатель музея деревянного зодчества «Витославицы» в Великом Новгороде.
По проектам Л.Е.Красноречьева велась реставрация более 30 памятников архитектуры Великого Новгорода и Новгородской области, среди которых такие известные памятники ХII – ХVII веков, как церкви Власия, Двенадцати апостолов, Воскресения и Иоанна Милостивого на Мячине, Спаса на Ковалеве, Рождества Богоматери на Молоткове, соборы Антониева и Клопского монастырей, грандиозные комплексы Вяжищского монастыря под Новгородом и Иверского монастыря в Валдае и другие.
Н.Н.Кузьмина принадлежит к тому поколению отечественных реставраторов, которые на протяжении многих лет восстанавливали памятники русской культуры, пострадавшие в период второй мировой войны. Она участвовала в исследовании и реставрации около 50 памятников архитектуры Великого Новгорода и его окрестностей, является автором проектов реставрации и научным руководителем реставрационных работ на 30 памятниках ХIV – начала ХХ века, среди которых церкви Успения в Колмове, Прокопия на Ярославовом Дворище, Благовещения на Торгу в Новгороде, Троицы в Ямской слободе в пос.Крестцы, Троицкий собор Михайло-Клопского монастыря в Новгородском районе и другие.
Л.Е.Красноречьев и Н.Н.Кузьмина – авторы воссоздания шедевра русской архитектуры ХIV века, одной из самых знаменитых древних церквей Новгорода – церкви Успения на Волотовом поле, уничтоженной во время Великой Отечественной войны в августе 1941 года.
Гибель волотовского храма рассматривалась научной общественностью как одна из наиболее тяжелых, поистине невосполнимых утрат, которые понесла мировая культура в период Второй мировой войны.
Проведенные в 1955 году Л.Е.Красноречьевым научно-консервационные работы позволили сохранить уникальный памятник на несколько десятилетий до того, как появилась возможность провести его комплексную научную реставрацию с воссозданием утрат, нанесенных военными действиями.
Н.Н.Кузьмина стала автором проекта воссоздания церкви Успения и научным руководителем реставрационных работ.
Проведенная колоссальная исследовательская работа по сбору и анализу исторического материала, посвященного церкви, а также собственные исследования позволили решить вопрос о подлинном облике памятника в ХIV веке со всеми его составляющими.
Финансирование восстановления церкви одной из крупных немецких фирм стало актом доброй воли после передачи российской стороной Германии витражей Мариенкирхе (Франкфурт-на-Одере).
Восстановление в 2001 – 2003 годах церкви Успения на Волотовом поле получило широкий общественный и политический резонанс в нашей стране и за рубежом, как один из самых плодотворных международных проектов, способствующих культурному сближению наций.
фото Н.Барышниковой