Мужской монастырь располагался в трех километрах к востоку от Новгорода на возвышении правого берега р. Малый Волховец. Точное время образования монастыря не известно. Соборный храм - церковь Спаса Преображения, был построен в 1345 г. по заказу новгородского боярина Онцифора Жабина. Позже, в 1380 г. храм расписывается на средства «Офанасия Степановича н подружи его Марии». Роспись являла собой уникальный образец русской средневековой фресковой живописи с выразительными персонажами и ярким колоритом красок.
Впервые фрески пострадали в 1386 г., когда монастырь сжигается в числе 24-х прочих, при приближении войска Дмитрия Донского. По неизмеримо больший ущерб храму был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Он находился на передовой и за три года фактически превратился в горы щебня.
Крупнейший специалист по древнерусской живописи В.Н. Лазарев писал: «...что погибло безвозвратно, того уже не вернешь. Мы никогда больше не увидим суровых фресок Нередицы, радостных фресок Волотова, полных какой-то интимности фресок Ковалева».
И все же в 1965 г. начались работы по восстановлению храма и спасению части фресок. При расчистке руин церкви было извлечено более 500 тысяч фресковых фрагментов. Тяжелейший труд по восстановлению росписи взяли на себя художники-реставраторы В.Б. и А.П. Грековы. За многие годы ими была выработана своя методика по реставрации фресок: очистка, просушка, склейка, подбор композиций и укрепление их на специальных титановых щитах.
Благодаря титаническому труду Грековых, при котором приходилось, иногда, стыковать между собой тысячи фрагментов, прежде чем один из них находил свое место, сейчас восстановлено (с незначительными лакунами) более половины всей росписи, составлявшей до войны около 350 кв.м.
В настоящее время восстановлен только храм Спаса Преображения.
Лишь глубокая изломанная борозда по всему периметру стен, как старый шрам, показывает уровень того, что оставалось от церкви к началу 1944 года. Церковь Спаса на Ковалеве является одним из интереснейших памятников новгородского зодчества XIV века. Церковь Спаса — типичный памятник переходной эпохи, в архитектурном облике которого отразились новые искания и старые традиции. Подобно храмам XII века, она имеет позакомарное покрытие, однако, как в Николе Липном, при отсутствии средних лопаток на фасадах. Подобно церкви Николы на Липне и церкви Благовещения на Городище, церковь Спаса имела одну апсиду, но в то же время, подобно церкви Параскевы-Пятницы, три притвора, один из которых был усыпальницей бояр-строителей. Притворы Спаса, различные по форме и величине, больше напоминают «прирубы» деревянного храма и весьма далеки по своей композиционной роли от симметричных и связанных в единую систему с основным зданием притворов церкви Параскевы-Пятницы.
фото Натальи Барышниковой