Церковь Спаса на Нередице

 

фото Н.БарышниковойНедалеко от Городища стоит ц. Спаса на Нередице, пред­ставляющая собою выдающийся памятник русской архитек­туры и искусства XII в. Это был почти единственный па­мятник в Западной Европе, полностью сохранявший ансамбль древней росписи.

Церковь расположена в живописной местности на холме, получившем название Нередицкого, возможно от того, что находился он не в ряду города, а за его чертою. Постройка церкви относится к 1198 году, заказчиком ее был князь Яро­слав Владимирович, отец Александра Невского. Она относит­ся к числу последних княжеских построек в Новгороде.

Церковь построена в княжеском дворцовом монастыре, подле новой княжеской резиденции на Городище. Князь Ярослав Владимирович не мог, да, очевидно, и не стремился создать хотя бы отдаленное напоминание грандиозного собора Юрьева монастыря, выстроенного восьмьюдесятью годами раньше.

Церковь Спаса-Нередицы представляет кубического типа постройку, почти квадратную в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный ход в толще запад­ной стены ведет на хоры. В отличие от более ранних построек, только средняя часть хор открыта внутрь церкви. В северо-западном и юго-западном углах на полатях помещались небольшие приделы. Как открытая в церковь средняя часть хор, так и угловые приделы размещены не на сводах, как раньше, а на деревянном накате. Замена крестчатых в плане столбов квадратными, наряду с сокращением числа столбов, отказ от лопаток на внутренней поверхности стен делают внутреннее пространство здания более простым, менее расчлененным. За исключением закрытых глухой стеной приделов на хорах, пространственно изолированных, весь интерьер обозрим с одной точки.

В отличие от высокой строительной техники Софии и Георгиевского собора, Нередица не блещет геометрической точностью линий и форм, стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотя и по­вторяет старую систему чередования камня и пло­ского кирпича на растворе извести с примесью толченого кирпича. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов — все это придает церкви Спаса на Нередице особую пластичность, столь отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшего владимиро-суздальскую строительную технику.

По сравнению с пышными княжескими сооружениями XI и начала XII века церковь Спаса — скром­ная небольшая постройка, всем своим художественным обликом тесно связанная с тем новым течением в новгородском зодчестве, которое возникло, по-видимому, еще в середине XII века и развилось в течение XII и XIII столетий.

 Князья, потерявшие прежнюю власть, больше уже не могли воздвигать таких грандиозных постро­ек, как Софийский и Георгиевский соборы. В связи с этим в Новгороде вырабатывается новый тип храма. Здания строятся небольших размеров, простые и скромные, но зато сооружают­ся они в большом количестве.

В 1199 году ц.Спаса на Нередице была расписана. Фрес­ки ее отличались большой живописностью. В них с особой силой выделялись черты, характерные для новгородского ис­кусства.

Во время войны 1941—45 гг. командование советских войск, в зоне действия которых оказался памятник, пред­принимало все меры, чтобы не навлекать на него огня про­тивника. С этой целью здесь не было устроено ни огневых точек, ни наблюдательных пунктов. Но несмотря на это, гит­леровцы прямой наводкой из пушек били по нему. В резуль­тате памятник был обращен в руины, погибли почти все его прекрасные фрески. Русское искусство понесло очень тяже­лую утрату.

В настоящее время  памятник приобрел снаружи свой прежний вид. Внутри церкви осталась лишь самая незначительная часть древней росписи. В алтаре, в нише с одной стороны находится хоро­шей сохранности изображение пророка Ильи, питаемого во­роном. Фреска исполнена широкими мазками в живописной манере.фото Н.Барышниковой Илья имеет крупные черты лица. Волосы его седые, всклочены, одежда красная. В ином духе выполнена фреска Петра Александрийского, находящаяся в другой нише. Из­вестно, что над росписью храма работало несколько худож­ников различных направлений. Петр выполнен в графической манере, переходящей в орнаментальность. Тонкие белильные мазки образуют на скулах, щеках, лбу узорные плетения, на­поминающие как бы орнамент.

Отдельные небольшие фрагменты фресок можно увидеть на стенах церкви. Погибла фреска с изображением строите­ля этой церкви князя Ярослава Владимировича, являвшаяся редчайшим портретом русского князя. Нет больше изуми­тельной фрески «Страшного суда» и многих других. Это все невосполнимые потери.

Росписи ц.Спаса на Нередице и ряда других памятников XII в. говорят о том, что в Новгороде в конце XII века сложилась местная высокохудожественная школа фрескистов, для которой характерным является монументальность, большая живописность, высокая техника. Фигуры святых изображалась тяжелыми, с большими головами, крупными конечностями, в спокойных, торжественных позах. Манера письма смелая, энергичная, с применением оригинальных технических приемов.   

 

фото Н.Барышниковой

 

        Как проехать к церкви Спаса на Нередице   

                                             (рейсы автобусов с автовокзала:7.25 (кроме сб, вс), 8.25 (сб, вс), 14.00, 19.05)                         

 

К тексту

На страницу "Прогулки по городу"

На первую страницу

 

Сайт создан в системе uCoz