Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и
Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев (Юрий -
диалектная форма имени Георгий, широко распространенная в древнерусском языке),
принадлежит к числу древнейших обителей всей России. Он был основан в 1030 году
князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя
Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, во имя святого
воина-мученика он создал монастыри в Киеве и Новгороде.
Построенный князем Ярославом на берегу Волхова у
самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная
церковь св. Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен
каменный храм. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве,
попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава - Всеволода, княжившего тогда в Новгороде. Летописи
донесли не только имена основателей главного храма Юрьева - князей Мстислава и
Всеволода, но и имя его строителя - Петр, первое известное нам имя русского
зодчего. Судя по удивительной красоте его творения мастер Петр был великим
архитектором. Спустя одиннадцать лет, в 1130 году, 29 июня (12 июля) в день
Апостолов Петра и Павла новый огромный каменный собор, увенчанный тремя
куполами, был освящен при новгородском епископе Иоанне Попьяне и игумене Исайе.
Его предшественник Кириак умер за два года до освящения храма.
Величественный Георгиевский собор, по размерам
уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам
русской средневековой архитектуры. Прекрасный храм отразил самые высокие
представления наших предков о красоте и гармонии. Современный облик
Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленные
разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны
при реставрационных работах 1931-1935 гг.), но тогда, в 1130 году храм был еще
лучше - он был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли
имел покрытие, повторяющее форму сводов - позакомарное, в нишах написаны были
большие настенные иконы.
Несмотря на киевские и византийские традиции,
Георгиевский собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма
совершенно нет ощущения тесноты. Собор грандиозен и снаружи и внутри, высота его
стен достигает 20 метров. Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало
его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского
храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, здесь
же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения Пречистой и святых
страстотерпцев Бориса и Глеба. Первые прославленные Церковью русские святые, так
же как и св. Георгий, почитались как защитники Руси, к ним обращались в годы
бедствий и войн за помощью, их воспринимали как вечных соратников русских князей
и воинов.
Незадолго до освящения собора, около 1130 года, стены
его были расписаны. К сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью
утрачена, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений
оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма,
находящегося в северо-западной башне.
Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи
под1333г., когда они "поставлены были на 40 сажен с заборолами, при архимандрите
Лаврентии".По указу 1764 г. о секуляризации церковных земель Юрьев монастырь
теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди
15 монастырей России, причисленных к 1 классу. Новое возрождение монастыря
начинается в начале 19 столетия и связано с личностью архимандрита Фотия.
Духовной дочерью Фотия была графиня Анна Орлова,
единственная дочь графа Алексея Орлова - Чесменского, обладательница огромного
состояния. Когда в 1822 г. Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала
своему духовному отцу всемерное содействие в осуществлении его планов. Она
сделала в монастырь богатые вклады, на часть из которых в 1841 г. была построена
новая колокольня по проекту знаменитого Карла Росси. Говорят, что первоначально
она задумывалась выше колокольни Ивана Великого, но Николай
I
лично вычеркнул из проекта один ярус.
При архимандрите Фотии в монастыре началось обширное
строительство. Возводятся западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский
собор, восточный Орловский корпус, с кельями для монашествующих, северный - с
церковью Воздвижения и южный - с церковью Неопалимой Купины. На площадях внутри
монастыря разбиваются два больших фруктовых сада, цветочные клумбы и аллеи.
С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с множеством икон в золоченых, усыпанных жемчугом и драгоценными камнями ризах, с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала среброкованная риза под бронзовым балдахином. Храмовая икона Св. Георгия, написанная в первой половине XII века, была одета в драгоценную ризу, сверкающую самоцветными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божией Матери, целиком вырезанный из изумруда и осыпанный бриллиантами.
В 20-30-х годах ХХ века монастырь был разорен и
ограблен. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и
испанские воинские части. В эти годы здания монастыря подверглись серьезным
разрушениям.
После войны на территории обители жили оставшиеся без крова люди, размещались почта, техникум, техническое училище, музей. Только в 1991 году Юрьев монастырь возвратили епархии. И с этого времени монастырская жизнь стала понемногу налаживаться, проводится реставрация храмов и корпусов.
В еще недавно пустых храмах монастыря появляются
новые святыни. Совсем недавнюю поразительную историю имеет небольшой, отлитый из
бронзы образ Богоматери Неопалимой Купины, переданный в монастырь Новгородским
Архиепископом Львом в декабре 1996 г., в день Введения во Храм. Далеко от
Великого Новгорода, в маленьком городке Южа Ивановской области живет и сейчас
семья пожилых людей, муж и жена. Неподалеку от их дома, на месте старого
кладбища, где по неясному преданию похоронен некий архиерей, стояла вековая
сосна. Однажды во время страшной, всем в округе запомнившейся грозы дерево
повалила ударившая в него молния, сейчас на этом месте остался обугленный пень.
Упавшую сосну распилили на дрова окрестные жители. В один из дней упомянутые муж
и жена топили, как обычно, печь, вдруг муж, по имени Георгий, пораженный зовет
жену: "Смотри, в печке горит икона!".
Женщина не поверила, но глянула на всякий случай, и
действительно - в огне видна была икона. Ее вытащили, оказалось, что литой
образок врос в древесину соснового полена. Как не заметили его раньше, как не
скользнули по нему ни топор, ни пила, неизвестно, но в пламени был обретен образ
Богоматери Неопалимой Купины. Долго пытались потрясенные люди осознать, что же
произошло, ходили с образком к разным священникам, потом написали письмо о
необычайном происшествии дочери в Новгород, та рассказала Владыке. Пути Господни
неисповедимы, икона оказалась в Юрьевом монастыре ровно тогда, когда
восстанавливали в обители церковь Неопалимой Купины. Ее вложили в доску, на
которой написали дерево и двух
Архангелов, поддерживающих явленный в огне образ
Богородицы.
В соборе Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста хранятся ковчеги с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры, "Архимандритии всея Руси", как именовали ее в древности.
Колокола Юрьева монастыря уже звонят, ежедневно совершается Божественная литургия, и люди могут прийти помолиться в одну из первых на Руси обителей.
фото Н.Барышниковой