Деревяницкий монастырь 

 

 Деревяницкий монастырь В четырех километрах к северу от города на правом берегу Волхова находился Деревяницкий монастырь, разрушенный в период войны.

Монастырь известен с 1335 г., когда в нем возводится каменная церковь Воскресения Христова.

В 1695 -1697 гг.. по подрядному договору на месте обветшавшей церкви строится новая. Строят ее две артели каменщиков: Фомы Алексеева из Костромского уезда и Никиты Киприянова из Ярославского уезда. Однако, в 1697 г. случилась «великая беда»: Деревяницкий монастырь, Воскресенский собор  уже достроенная церковь рушится до основания.

В 1700 г. «по благоволению» митрополита Иова на месте рухнувшего храма ставится новый пятиглавый Воскресенский собор под руководством каменщиков крестьян подрядчика каменных дел Фомы Алексеева из  Костромского   уезда   и   ярославского крестьянина Никиты Киприянова. Собор представляет собой довольно интересный памятник. Он имеет двухстолпную конструкцию. Все сложные сводчатые конструкции собора поддерживаются двумя столбами. Это единственный пример такой   постройки в  Новгороде. Зато в   Московском,   Поволжском  и Вологодском краях  в  XVIXVII вв. двухстолпная конструкция имела значительное распространение.

Несколько позднее собор был обстроен приделами. В первой трети XVII в. оформляется весь архитектурный ансамбль: в 1725 г. севернее собора строится каменная церковь Успения Богородицы с большой трапезной палатой, чуть раньше - колокольня. В 1875 г. возводится каменное здание женского епархиального училища. Все эти постройки сохранились до нашего времени.

 Деревяницкий монастырь, церковь Успения Богородицы с трапезной Известно, что в XIV - XV вв. в монастыре доживали свой век ушедшие с кафедры архиепископы Алексий (умер в 1389 г.) и Иоанн, который приняв схиму прожил здесь с 1414 по 1417 гг. Принятие схимы есть высший монашеский подвиг. В любой православной обители монахи принадлежали к одной из четырех степеней. Низшая - степень послушника, кандидата в монастырскую жизнь. Он просто живет в монастыре под руководством духовного отца. Вторая степень - рясофорное положение, обозначающее, что человек принят в общину и ему дано право носить монашескую одежду - «рясу».

Третья степень - малая схима. Это уже настоящий монах: он получает новое имя, носит схиму (часть одежды с изображением креста). Обряд принятия схимы включает в себя постриг и облачение в иноческую одежду. Схимник обязуется оставаться в монашеской  Деревяницкий монастырь, колокольня общине, приняв полное послушание духовному отцу и игумену.

Последняя ступень - это великая схима. Достигается она немногими, ибо требует строжайшего исполнения монашеских идеалов, которые достигаются в совершенном уединении, постоянной молитве и умозрении. Монах опять получает новое имя и новое облачение.

«Кто живет в монастыре, тому надо терпения не воз, а целый обоз; а чтоб быть монахом, нужно сделаться или железным, или золотым; то есть железным - иметь терпение, а золотым - смирение» (Оптинские старцы).

 

 

 

 

           фото Н.Барышниковой

Монастыри

На первую страницу

 

Сайт создан в системе uCoz