Церковь Благовещения в Аркажах

 

Во второй половине XII века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания небольшие по величине, но строящиеся в очень большом количестве. Здания эти по сравнению с величественными парадными сооружениями начала века значительно проще, скромнее и интимнее.

Первая дошедшая до нас постройка нового типа — церковь Благовещения у деревни Аркажи под Новгородом, выстроенная в 1179 году, сохранилась только до половины высоты. Верхняя часть стен и своды перестроены в более позднее время, поэтому восьмискатное покрытие отнюдь нельзя относить к древнейшей поре. Храм имеет квадратный план с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне. Внутри четыре прямоугольных столба поддерживали единственный купол.

Церковь Благовещения находится к югу от Новгорода, по дороге в Юрьево.

Это единственная постройка, которая сохранилась от Аркажского монастыря. Интересна легенда, связанная с ее строительством. Когда строителям не хватило денег на окончание постройки, то неожиданно примчался конь  с двумя мешками на седле. В одном из них оказалось золото, в другом серебро.

Верхняя часть церкви была в более позднее время перестроена. Существующее восьмискатное покрытие относится к XIX веку. Внутри памятника сохраняется настенная роспись, относящаяся к 1189 году. Фрески поражают своим художественным мастерством. Они исполнены в смелой и решительной манере. Фигуры людей изящные, тонкие, лица очень выразительные. Роспись выполнена в золотисто-желтых и фиолетово-зеленых тонах. В диаконнике изображены сцены из жизни Иоанна Предтечи. На северной стороне расположены: усекновение головы, слуга приносит голову Иоанна во дворец к Иродиаде, пир у Ирода и танец дочери Иродиады. На южной написаны «Христос узнает о смерти Иоанна» и «погребение Иоанна». Можно заметить, что художник старался дать ряд реалистических подробностей. В сцене пира у царя Ирода привлекает фигура Иродиады. У нее белые одежды, в левой руке она держит блюдо с отрубленной головой, правая лежит на бедре, тело ее изогнуто, широкие концы рукавов разве­ваются, напоминая крылья птицы.

Роспись жертвенника посвящена Богоматери. В арках, ведущих в среднюю апсиду, изображены фигуры воинов и святых. Среди них интересна фигура св. Фоки с веслом в руках. Часть фресок погибла во время войны. Фашисты превратили церковь в дот и казарменное помещение. В южной апсиде ими было сооружено деревянное перекрытие на балках, вставленных в пробитые стены с древней росписью.

За памятником начинается дорога аллея, обсаженная ивами. Постройка ее относится к первой половине XIX в. Дорога проходит через озеро Мячино, которое сильно обмелело и заросло, но весной оно широко разливается.

В конце аллеи с левой стороны видны остатки от бывшей Орловской мызы, принадлежавшей единственной дочери известного екатерининского вельможи Алексея Орлова - Анне Орловой-Чесменской. Двухэтажный дом   и флигель, заново восстановлены после войны. Впереди величественно возвышаются стены Юрьева монастыря.

С юго-восточной стороны церкви Благовещения находится могила Анны Орловой  и архимандрита Фотия, настоятеля Юрьева монастыря.

могила архимандрита Фотия и графини Анны Орловой -Чесменской Графиня Анна Орлова, единственная дочь графа Алексея Орлова - Чесменского, обладательница огромного состояния, была  духовной дочерью Фотия.

Существует предание, что Фотий и Анна любили друг друга, но т.к. Фотий был монахом, соединиться они не могли. Когда в 1822 г. Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала своему духовному отцу всемерное содействие в осуществлении его планов. Сказочные богатства графиня предоставляла в распоряжение своего духовного отца, который был на семь лет младше ее. Покровительница покупала монастырю земли, заказывала драгоценные вещи для ризницы. Ею были переданы монастырю стальные кресла Петра I, подаренные отцу графини Екатериной II. Юрьев монастырь стал единственным в губернии миллионером.

Анна Орлова, благодаря щедрым дарам которой отстроился монастырь, пережила Фотия на 10  лет. Она была камер -фрейлиной русских императриц и выезжала из Юрьева (где провела четверть века) только для сопровождения их а поездках по России и за границу.

Через 10 лет после смерти Фотия  Анна решила покинуть Орловскую мызу и переехать в Санкт-Петербург. Однако вскоре после причастия она прилегла отдохнуть и умерла. Похоронили ее в Юрьевом монастыре. Когда в XX веке вскрыли гроб с ее телом, то увидели, что тело повернуто набок, одна рука поднята, волосы растрепаны, разорван ворот платья. То есть, после захоронения она очнулась... Возможно, ей дали или маленькую дозу яда или слишком большую дозу снотворного...могила архимандрита Фотия и графини Анны Орловой -Чесменской

Эту страшную историю я услышала лет 15 назад при посещении Георгиевского собора Юрьева монастыря,  перед алтарем которого изображены фигуры святой Анны и святого Фотия  на стоящих друг против друга колоннах.

Интересно, что в начале XXI века эта история получила продолжение. Оказывается, после вскрытия гробниц в 20 -30-х годах XX века останки Фотия и Анны Орловой были заботливо захоронены монахами около церкви Благовещения в Аркажах. Однако могила была безымянной. И лишь недавно, несколько лет назад на могиле был поставлен крест с надписью, что здесь покоятся архимандрит Фотий и графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.

Так после смерти они воссоединились.

 фото Н.Барышниковой

 

Газета «Новгород» 20.05.2010:

Аркажская слобода: взлёт и посадка

Автор: Сергей ТРОЯНОВСКИЙ   

Может, для кого-то это и прозвучит обидно, но у великих городов всё великое преимущественно находится в прошлом. Поэтому современные римляне гордятся Колизеем и Форумом, лондонцы Тауэром, а новгородцы чинно ведут гостей в Кремль и на Ярославово Дворище.

Но не только центральными памятниками города измеряется его величие. Если когда-нибудь появится нечто вроде «рентгеновского» снимка Великого Новгорода, то лишь тогда мы сможем оценить, до какой степени насыщена наша земля следами великих предков.
Одно из средоточий этих следов – Аркажская слобода – в скором времени станет центром нового микрорайона, а значит, лучше «просветить» его уже сейчас, во избежание каких-либо потерь при новом строительстве.

 

ВЗЛЁТ

Аркажский монастырь фактически знаменует собой возникновение Новгородской республики. Монастырь основал в 1153 г. игумен Аркадий, чьё имя и получила обитель (по-новгородски Аркаж, Аркажский – это Аркадиев), хотя главный храм в монастыре был посвящён Успению Богородицы. В 1156 году Аркадий становится первым избранным на вече при помощи жребия новгородским архиепископом, а основанный им монастырь - одним из самых престижных.

Место для монастыря выбрано со вкусом: неподалёку от живописного озера Мячино, рядом с древней дорогой, ведущей в Поозерье и дальше – на Русу и Псков. Во второй половине XII века здесь вырастают сразу несколько каменных храмов: в 1179 г. ц. Благовещения на Мячине, в 1185 г. – ц. Петра и Павла на Синичьей горе, а ближе к Волхову ещё в XI веке появился Юрьев монастырь. В 1188 году новгородец Семён Дыбачевиц строит в Аркажском монастыре каменный Успенский собор. Вместе с Благовещенской церковью на Мячине эти два храма стали своеобразными воротами-пропилеями, украшавшими въезд в Новгород с юго-западного направления.

На территории обоих монастырей с XII века возникают богатые некрополи, где в каменных гробницах погребались знаменитые новгородские бояре и посадники. Некоторые из них состояли в близком родстве с княжескими династиями. На кладбище Аркажского монастыря в 1206 г. похоронен известный новгородский посадник Михалко. Успенский Аркажский монастырь был тесно связан с боярством Прусской улицы, а значит, многие из похороненных в нём новгородцев были сподвижниками князя Александра Невского, участниками знаменитых сражений на Неве и Чудском озере.

Монастырь постепенно рос, обрастая новыми каменными постройками: в 1206 г. здесь появился храм Симеона Столпника, в 1395 г. строится ц. Архангела Михаила, а в 1408 г. вырастает ц. Чуда архангела Михаила в Хонех. Столь масштабное строительство в монастыре красноречиво говорит о его высочайшем статусе и наличии могущественных покровителей из числа новгородских бояр.

После шведской оккупации Новгорода (1611 – 1617 гг.) в Аркажском монастыре ещё сохранялись две церкви: Успения Богородицы и Чуда архангела Михаила. В 1772 г. уцелевшая церковь Успения была превращена в приходской храм и приписана к церкви Благовещения на Мячине. В 1847 году по указу Синода её разобрали на камень; местоположение Аркажского монастыря оказалось надолго забыто...

В документах XVIII-XIX вв. к северу от монастыря упоминается Аркажская слобода – небольшое поселение, сохранявшееся до войны под названием деревни Аркажи. Окружавшая исчезнувший монастырь местность, как и в древности, всё ещё представляла собой открытую территорию, занятую сельскохозяйственными угодьями.

 

ПОСАДКА

В 1959 г. руины монастыря обнаружил архитектор-реставратор Леонид Красноречьев. Но это не помешало в нескольких метрах от них в 1962 г. начать строительство бетонной взлётно-посадочной полосы аэропорта. К счастью, в 1962-63 гг. были организованы спасательные археологические работы, в ходе которых удалось раскрыть остатки трёх каменных церквей, большое количество погребений, собрать коллекцию уникальных находок.

После этого Новгородскому музею-заповеднику поручили разработать проект музеефикации церковных руин для включения их в объекты туристского показа в составе парка 1100-летия Новгорода. Эта парковая зона, включающая Музей деревянного зодчества, должна была слиться с Центральным парком культуры и отдыха, который проектировался между Юрьевым монастырем и Новгородским кремлем и частично был заложен в 1960 годы напротив аэропорта.

Согласно новому проекту застройки, работы по которому начнутся в этом году, вокруг монастырской территории будут «посажены» современные 2- и 3-этажные дома, вытянувшиеся в целые кварталы на месте бывшего аэропорта. В Аркажской слободе по планам инвесторов и городских властей поселятся более 10 тысяч человек. К чести застройщика, ООО «Конкорд» деликатно подошёл к созданию на месте Аркажской обители мемориальной зоны: территория монастыря будет отграничена от новых домов, сохранится визуальная связь между Аркажами и ц. Благовещения на Мячино, в случае необходимости на месте слободы будут проведены раскопки.

Разумеется, остаются и другие вопросы: справится ли существующая уличная сеть с новой транспортной нагрузкой, да ещё на самых популярных туристических маршрутах, и как всё же будет выглядеть территория древней святыни среди современной застройки? Что ж, у новгородцев есть ещё один шанс убедиться в том, что наследие великого города находится в руках профессиональных проектировщиков и компетентных служб охраны древностей.

 

 

На страницу "Прогулки по городу"

На первую страницу

 

Сайт создан в системе uCoz