Великий Новгород. Знаменский собор

На Торговой стороне Новгорода рядом со всемирно известной церковью XIV века Спаса Преображения, что на Ильине улице, возвышаются пятиглавый Знаменский собор и отдельно стоящая шатровая колокольня. Их окружают невысокие одноэтажные по­стройки. В целом они составляют живописный ан­самбль. Собор, колокольня и святые врата, крытые дву­мя бочками, сооружены в конце XVII — начале XVIII вв. Западный корпус бывшей богадельни построен в 1809 г., по проекту губернского архитектора И. Дмитрова на месте прежнего каменного, возведенного по велению нов­городского митрополита Иова в начале XVIII в. К первой половине XVIII в. относятся и северные корпуса.

Среди множества сохранившихся древних памятников архитектуры, определяющих своеобразие Новгорода, Знаменский собор выделяется своим "неновгородским" обликом. Утрата Новгородом в конце XV в. экономической и политической независимости, тесные контакты с Москвой и другими русскими землями привели к тому, что к XVII в. черты самостоятельной Новгородской школы зодчества постепенно растворились в процессе сложного взаимодействия разных архитектурных течений.

В конце XVII в., когда Новгород испытывал большие экономические трудности (сказывались тяжелые последствия длительной Ливонской войны, а также завоевание Новгорода шведами в начале XVII в.) строительство Знаменского собора явилось важным событием в его религиозно-нравственной и художественной жизни. На этом месте с XIV в. стоял одноименный каменный храм, до основания разобранный в 1682 г. Название он получил от иконы Богоматери "Знамение", которая почиталась как местная святыня и до его строительства хранилась в церкви Спаса Преображения. По легенде, когда Новгород был осажден войсками суздальцев, город был не готов к обороне. Несколько дней молился архиепископ Илия о спасении города. По воле свыше пошел он в Спасскую церковь, взял там икону "Знамения Божьей Матери" и поставил ее на крепостной стене лицом к нападавшим. Одна из стрел суздальцев попала в святую икону, и свершилось чудо. Икона сама отвернула свое лицо от нападавших и источила слезу. Тут же суздальцев постигла слепота, а защитники города разбили врага.

На иконе и сейчас под левым глазом Богоматери виден след от той стрелы. В настоящее время чудотворная икона находится в Софийском соборе.

Первый каменный храм представлял собой небольшую четырехстолпную кубическую постройку с одной апсидой и одной главой.

Соборная церковь, возведенная в 1682-1688 гг., была значительно больше древнего уличанского храма и, по словам летописца, "велми пречюдна и величеством и высотою вне и внутрь зело умерена и преукрашена..." Она сооружалась на средства казны Софийского дома. Главным инициатором и организатором выступал новго­родский митрополит Корнилий, известный широкой строительной деятельностью.

Материальные затраты были значительными. В 1686 г. по указу государей Петра и Иоанна Алексеевичей из казны Софийского собора были взяты деньги на военные расходы. Произошла остановка в строительстве. Митрополит Корнилий обратился за помощью к духовному отцу государей Меркурию Гавриловичу — бывшему протопопу Софийского собора, — и деньги на достройку Знаменского храма были отпущены из государственной казны.

В сооружении собора принимали участие как новгородские строители, так и мастера, приглашенные из других городов России. Один из подрядчиков, поставлявших кирпич для строительства, был выходцем из волжского города Балахны — одного из крупных центров кирпичного производства. Известны имена еще двух кирпичников: Якушки Щербакова и Трофима Ульянова. Часть кирпича изготовлялась в Колмове. Софийский дом имел там собственные кирпичные сараи. Кирпич у подрядчиков получали, кроме служителей Софийского дома, стрельцы Московского нового приказа Сава Андронов и Сава Якимов. Вклад в сооружение Знаменского собора внесли и новгородские мастера плотники, которые в 1687 г. делали полы и тесовые кровли. Одну артель возглавлял бобыль (безземельный крестьянин) Софийского дома "Иван Яковлев Полянский", другую — посадский человек Семен Алексеев. Стилистическое сходство собора и колокольни с ярославскими и костромскими постройками позволяют предполагать участие в каменных работах мастеров из Поволжья.

Несмотря на перестройки и ремонты собор хорошо сохранил архитектурные формы XVII в. Он представляет собой тип монументального четырехстолпного, трехапсидного храма, окруженного с трех сторон двухъярусными галереями и завершенного пятью куполами из которых только центральный является световым.

Здание разделено на два этажа. Обширный подклет использовался для хозяйственных целей. На галереи вели три симметричных крыльца — всхода, решенные в традиционной для XVII в. манере: между столбами-кубышками перекинуты двойные арки с висячей гирькой. Сохранилось лишь западное крыльцо. Северное было перестроено, а южное со временем утрачено. Гладкие стены центрального объема разделены на три прясла лопатками, переходящими вверху в полуколонки. Фасады завершены тремя полукружиями ложных закомар. Первоначальное покрытие было скорее всего щипцовым. Существующее четырехскатное появилось во время одной из перестроек. Наличники окон в виде полуколонок с перехватами и килевидными подвышениями имеют трехцветную окраску: синюю, зеленую и красно-коричневую (она восстановлена в процессе реставрационных работ). Горизонтальный фриз над закомарами, выложенный из лекального кирпича и окрашенный в зеленый цвет, имеет аналогии в памятниках Костромы. Живописные композиции украшают тимпаны закомар. Часть первоначального декоративного убранства безвозвратно утрачена. Полностью осыпалась роспись на барабанах. Еще в начале XX в. просматривались изображения херувимов, выполненные красной краской по тонкому известковому грунту, и растительный орнамент, нанесенный синей и желтой краской. Не уцелели прорезные позолоченные кресты на главах собора. Пострадали изразцовые фризы, опоясывающие галереи.

В 1690-е гг., вскоре после строительства, пострадавший от пожара собор, отремонтировали, возможно, изменили и форму покрытия.

Тогда же приступили к оформлению интерьеров собора: устройству иконостасов, росписи стен, пополнению церковной утвари. В организации этих работ главная заслуга принадлежала митрополиту Иову. Резные рамы иконостасов были исполнены в технике высокорельеф­ной, так называемой "флемованной" резьбы. Колонны с точеными базами и вычурными капителями представляли собой замысловатый узор вьющихся стеблей, листьев и гроздьев винограда. Сочная золоченая резьба создавала впечатление грандиозного чеканенного из золота сооружения. Документы называют имена двух мастеров-резчиков, трудившихся над резными рамами иконостасов. Это Иван Тимофеев и Василий Кобылинский.

Подрядный договор на иконописные работы был заключен с Карпом Золотаревым — одним из ведущих ма­стеров Московской Оружейной палаты. Вместе с такими же, как он, искусными иконописцами, не допуская к де­лу учеников, Золотарев обязался написать иконы "са­мым добрым мастерством" и окончить работу в 1699 г. В одном из документов упоминается имя еще одного иконописца — Ивана.

Из значительного собрания икон Знаменского собора сохранилось несколько. В коллекции Русского музея на­ходится икона "Знамение Божьей Матери в чудесах". Икона "Спас Эммануил" экспонируется в древнерусском отделе Новгородского музея. Христос изображен в виде отрока. По сторонам от него — архангелы Михаил и Гавриил. Цветочные гирлянды окаймляют погрудные изображения святых. Две иконы XIX века хранятся в фондах музея. Они происходят из иконостаса придела св. митрополита Московского Алексия, устроенного в северной галерее собора. Одна из них написана на сюжет евангельской притчи "Фарисей и мытарь", вторая иллюстрирует слова Христа Спасителя: "Видеши во очеси брата своего сучес, а в своем не видевши бревна".

Яркая многокрасочная стенопись, появившаяся в 1702 г., еще более усилила величаво-торжественный праздничный характер интерьера.

В январе 1702 г. известный миниатюрист золотописец посольского приказа "москвитин" Федор Юрьев и мос­ковский иконописец "Иван Яковлев Бахматов", состоявший в штате жалованных мастеров Оружейной пала­ы, подрядились расписать собор. Сроки были предель­но краткими: работу необходимо было завершить к 1 октября 1702 г., т.е. за один весенне-летний сезон. Для живописных работ подрядчики пригласили более 30 мастеров. В летописи, помещенной на южной стене храма, перечислены имена двадцати из них во главе с подрядчиком И.Бахматовым. Остается загадкой, почему в надписи нет имени Федора Юрьева, первыми среди мастеров названы три ведущих живописца из Костромы: Василий Осипов, Артемий Тимофеев и Филипп Андрианов. Все трое трудились в артели, которой руководил знаменитый художник XVII в. Гурий Никитин. В то время, когда создавался ансамбль росписей Знаменского собора, Гурия Никитина уже не было в живых, и главным знаменщиком (рисовальщиком) выступал "Василий Осипов Кондаков". Костромичи составили ядро артели. В нее вошли, помимо названных, Леонтий Марков, Артемий Филиппов, Михаил Артемьев и другие. С ними бок о бок работали известные ярославские мастера: Алексей Иванов и Федор Федоров, а также, предположительно, москвичи Иван Васильев, Артемий Иванов, Иван Алексеев.

Настенная живопись вместе с иконостасами и изделиями прикладного искусства создали стилистически цельный гармоничный художественный комплекс, прекрасно сочетающийся с архитектурой. Пожары, ремонты, последняя война частично разрушили этот уникальный ансамбль.

Пострадал храм в сильный пожар 1745 г.: в паперти и на крыльцах потрескались от огня "окончины стеклянные", повредилась глава над северным приделом, опа­янная жестью. Большие ремонтные работы были осуще­ствлены на пожертвования графини Анны Орловой-Чесменской в 1844-45 гг., а также в 1880 г. Значительные повреждения памятник получил в годы Великой Отечественной войны. В 1944 г. собор стоял без кровель, с зияющими дырами от снарядов, выломанными полами, закопченными фресками. Резные рамы иконостасов, по-видимому, были сожжены. Фашисты превратили храм в казарму.

Большую работу по спасению и реставрации Знаменского собора проделали работники Новгородской реставрационной мастерской. В 1950-е годы были проведены аварийно-ремонтные работы: сделана новая кровля и реставрированы отдельные архитектурные формы. Работы были продолжены в 1960-70-е годы под руководством Г.М.Штендера. В них принимали участие архитекторы Г.П.Никольская и Н.Н.Кузьмина. Г.М.  Восстановление стенописей собора было начато в 1950-е годы московскими художниками и продолжено в 1970-80-е годы бригадой новгородской реставрационной матерской.

В настоящее время Знаменский собор открыт для посещения как памятник архитектуры и монументальной живописи. Под его сводами иногда исполняется классическая и духовная музыка, позволяя глубже ощутить всю красоту артистического замысла этого выдающегося архитектурно-художественного ансамбля.

фото Натальи Барышниковой

К  карте

На страницу "Прогулки по городу"

На первую страницу

Сайт создан в системе uCoz