Великий Новгород. Знаменский собор
На
Торговой стороне Новгорода рядом со всемирно известной церковью
XIV
века Спаса Преображения, что на Ильине улице,
возвышаются пятиглавый Знаменский собор и отдельно стоящая шатровая колокольня.
Их окружают невысокие одноэтажные постройки. В целом они составляют живописный
ансамбль. Собор, колокольня и святые врата, крытые двумя бочками, сооружены в
конце XVII
— начале
XVIII
вв. Западный корпус бывшей богадельни построен в
1809 г., по проекту губернского архитектора И. Дмитрова на месте прежнего
каменного, возведенного по велению новгородского митрополита Иова в начале
XVIII
в. К первой половине
XVIII
в. относятся и северные корпуса.
Среди множества
сохранившихся древних памятников архитектуры, определяющих своеобразие
Новгорода, Знаменский собор выделяется своим "неновгородским" обликом. Утрата
Новгородом в конце XV
в. экономической и политической независимости,
тесные контакты с Москвой и другими русскими землями привели к тому, что к
XVII
в. черты самостоятельной Новгородской школы
зодчества постепенно растворились в процессе сложного взаимодействия разных
архитектурных течений.
В конце XVII в., когда Новгород испытывал большие экономические трудности (сказывались тяжелые последствия длительной Ливонской войны, а также завоевание Новгорода шведами в начале XVII в.) строительство Знаменского собора явилось важным событием в его религиозно-нравственной и художественной жизни. На этом месте с XIV в. стоял одноименный каменный храм, до основания разобранный в 1682 г. Название он получил от иконы Богоматери "Знамение", которая почиталась как местная святыня и до его строительства хранилась в церкви Спаса Преображения. По легенде, когда Новгород был осажден войсками суздальцев, город был не готов к обороне. Несколько дней молился архиепископ Илия о спасении города. По воле свыше пошел он в Спасскую церковь, взял там икону "Знамения Божьей Матери" и поставил ее на крепостной стене лицом к нападавшим. Одна из стрел суздальцев попала в святую икону, и свершилось чудо. Икона сама отвернула свое лицо от нападавших и источила слезу. Тут же суздальцев постигла слепота, а защитники города разбили врага.
На иконе и сейчас под левым глазом Богоматери виден след от той стрелы. В настоящее время чудотворная икона находится в Софийском соборе.
Первый каменный храм представлял собой небольшую четырехстолпную кубическую постройку с одной апсидой и одной главой.
Соборная церковь,
возведенная в 1682-1688 гг., была значительно больше древнего уличанского храма
и, по словам летописца, "велми пречюдна и величеством и высотою вне и внутрь
зело умерена и преукрашена..." Она сооружалась на средства казны Софийского
дома. Главным инициатором и организатором выступал новгородский митрополит
Корнилий, известный широкой строительной деятельностью.
Материальные затраты были значительными. В 1686 г. по указу государей Петра и Иоанна Алексеевичей из казны Софийского собора были взяты деньги на военные расходы. Произошла остановка в строительстве. Митрополит Корнилий обратился за помощью к духовному отцу государей Меркурию Гавриловичу — бывшему протопопу Софийского собора, — и деньги на достройку Знаменского храма были отпущены из государственной казны.
В сооружении собора
принимали участие как новгородские строители, так и мастера, приглашенные из
других городов России. Один из подрядчиков, поставлявших кирпич для
строительства, был выходцем из волжского города Балахны — одного из крупных
центров кирпичного производства. Известны имена еще двух кирпичников: Якушки
Щербакова и Трофима Ульянова. Часть кирпича изготовлялась в Колмове. Софийский
дом имел там собственные кирпичные сараи. Кирпич у подрядчиков получали, кроме
служителей Софийского дома, стрельцы Московского нового приказа Сава Андронов и
Сава Якимов. Вклад в сооружение Знаменского собора внесли и новгородские мастера
плотники, которые в 1687 г. делали полы и тесовые кровли. Одну артель возглавлял
бобыль (безземельный крестьянин) Софийского дома "Иван Яковлев Полянский",
другую — посадский человек Семен Алексеев. Стилистическое сходство собора и
колокольни с ярославскими и костромскими постройками позволяют предполагать
участие в каменных работах мастеров из Поволжья.
Несмотря на перестройки и ремонты собор хорошо сохранил архитектурные формы XVII в. Он представляет собой тип монументального четырехстолпного, трехапсидного храма, окруженного с трех сторон двухъярусными галереями и завершенного пятью куполами из которых только центральный является световым.
Здание разделено на два
этажа. Обширный подклет использовался для хозяйственных целей. На галереи вели
три симметричных крыльца — всхода, решенные в традиционной для
XVII
в. манере: между столбами-кубышками перекинуты
двойные арки с висячей гирькой. Сохранилось лишь западное крыльцо. Северное было
перестроено, а южное со временем утрачено. Гладкие стены центрального объема
разделены на три прясла лопатками, переходящими вверху в полуколонки. Фасады
завершены тремя полукружиями ложных закомар. Первоначальное покрытие было скорее
всего щипцовым. Существующее четырехскатное появилось во время одной из
перестроек. Наличники окон в виде полуколонок с перехватами и килевидными
подвышениями имеют трехцветную окраску: синюю, зеленую и красно-коричневую (она
восстановлена в процессе реставрационных работ). Горизонтальный фриз над
закомарами, выложенный из лекального кирпича и окрашенный в зеленый цвет, имеет
аналогии в памятниках Костромы. Живописные композиции украшают тимпаны закомар.
Часть первоначального декоративного убранства безвозвратно утрачена. Полностью
осыпалась роспись на барабанах. Еще в начале
XX
в. просматривались
изображения херувимов,
выполненные красной краской по тонкому известковому грунту, и растительный
орнамент, нанесенный синей и желтой краской. Не уцелели прорезные позолоченные
кресты на главах собора. Пострадали изразцовые фризы, опоясывающие галереи.
В 1690-е гг., вскоре после строительства, пострадавший от пожара собор, отремонтировали, возможно, изменили и форму покрытия.
Тогда же приступили к оформлению интерьеров собора: устройству иконостасов, росписи стен, пополнению церковной утвари. В организации этих работ главная заслуга принадлежала митрополиту Иову. Резные рамы иконостасов были исполнены в технике высокорельефной, так называемой "флемованной" резьбы. Колонны с точеными базами и вычурными капителями представляли собой замысловатый узор вьющихся стеблей, листьев и гроздьев винограда. Сочная золоченая резьба создавала впечатление грандиозного чеканенного из золота сооружения. Документы называют имена двух мастеров-резчиков, трудившихся над резными рамами иконостасов. Это Иван Тимофеев и Василий Кобылинский.
Подрядный договор на
иконописные работы был заключен с Карпом Золотаревым — одним из ведущих
мастеров Московской Оружейной палаты. Вместе с такими же, как он, искусными
иконописцами, не допуская к делу учеников, Золотарев обязался написать иконы
"самым добрым мастерством" и окончить работу в 1699 г. В одном из документов
упоминается имя еще одного иконописца — Ивана.
Из значительного
собрания икон Знаменского собора сохранилось несколько. В коллекции Русского
музея находится икона "Знамение Божьей Матери в чудесах". Икона "Спас Эммануил"
экспонируется в древнерусском отделе Новгородского музея. Христос изображен в
виде отрока. По сторонам от него — архангелы Михаил и Гавриил. Цветочные
гирлянды окаймляют погрудные изображения святых. Две иконы
XIX
века хранятся в фондах музея. Они происходят из
иконостаса придела св. митрополита Московского Алексия, устроенного в северной
галерее собора. Одна из них написана на сюжет евангельской притчи "Фарисей и
мытарь", вторая иллюстрирует слова Христа Спасителя: "Видеши во очеси брата
своего сучес, а в своем не видевши бревна".
Яркая многокрасочная стенопись, появившаяся в 1702 г., еще более усилила величаво-торжественный праздничный характер интерьера.
В январе 1702 г.
известный миниатюрист золотописец посольского приказа "москвитин" Федор Юрьев и
московский иконописец "Иван Яковлев Бахматов", состоявший в штате жалованных
мастеров Оружейной палаы, подрядились расписать собор. Сроки были предельно
краткими: работу необходимо было завершить к 1 октября 1702 г., т.е. за один
весенне-летний сезон. Для живописных работ подрядчики пригласили более 30
мастеров. В летописи, помещенной на южной стене храма, перечислены имена
двадцати из них во главе с подрядчиком И.Бахматовым. Остается загадкой, почему в
надписи нет имени Федора Юрьева, первыми среди мастеров названы три ведущих
живописца из Костромы: Василий Осипов, Артемий Тимофеев и Филипп Андрианов. Все
трое трудились в артели, которой руководил знаменитый художник
XVII
в. Гурий Никитин. В то время, когда создавался
ансамбль росписей Знаменского собора, Гурия Никитина уже не было в живых, и
главным знаменщиком (рисовальщиком) выступал "Василий Осипов Кондаков".
Костромичи составили ядро артели. В нее вошли, помимо названных, Леонтий Марков,
Артемий Филиппов, Михаил Артемьев и другие. С ними бок о
бок работали известные
ярославские мастера: Алексей Иванов и Федор Федоров, а также, предположительно,
москвичи Иван Васильев, Артемий Иванов, Иван Алексеев.
Настенная живопись вместе с иконостасами и изделиями прикладного искусства создали стилистически цельный гармоничный художественный комплекс, прекрасно сочетающийся с архитектурой. Пожары, ремонты, последняя война частично разрушили этот уникальный ансамбль.
Пострадал храм в
сильный пожар 1745 г.: в паперти и на крыльцах потрескались от огня "окончины
стеклянные", повредилась глава над северным приделом, опаянная жестью. Большие
ремонтные работы были осуществлены на пожертвования графини Анны
Орловой-Чесменской в 1844-45 гг., а также в 1880 г. Значительные повреждения
памятник получил в годы Великой Отечественной войны. В 1944 г. собор стоял без
кровель, с зияющими дырами от снарядов, выломанными полами, закопченными
фресками. Резные рамы иконостасов, по-видимому, были сожжены. Фашисты превратили
храм в казарму.
Большую работу по спасению и реставрации Знаменского собора проделали работники Новгородской реставрационной мастерской. В 1950-е годы были проведены аварийно-ремонтные работы: сделана новая кровля и реставрированы отдельные архитектурные формы. Работы были продолжены в 1960-70-е годы под руководством Г.М.Штендера. В них принимали участие архитекторы Г.П.Никольская и Н.Н.Кузьмина. Г.М. Восстановление стенописей собора было начато в 1950-е годы московскими художниками и продолжено в 1970-80-е годы бригадой новгородской реставрационной матерской.
В настоящее время Знаменский собор открыт для посещения как памятник архитектуры и монументальной живописи. Под его сводами иногда исполняется классическая и духовная музыка, позволяя глубже ощутить всю красоту артистического замысла этого выдающегося архитектурно-художественного ансамбля.
фото Натальи Барышниковой
На страницу "Прогулки по городу"