фото Вячеслава Барышникова
В 12 километрах на северо-запад от Великого Новгорода находится удивительно красивый ансамбль сооружений Вяжищского монастыря, выстроенного в верховьях реки Веряжи. Цельные по завершенности, изящные и величественные, обильно украшенные изразцами, постройки монастыря выглядят торжественно на фоне окружающей природы.
Николо-Вяжищский монастырь возник в последней четверти XIV века. Основан он иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первым настоятелем монастыря был иеромонах Пимен. Уже в межевой грамоте 1391 года упоминаются вотчины Вяжищской обители.
Новгородские летописи упоминают монастырь только в 1411 году: «В лето 6919 поставиша церковь деревяну святаго Николы на Вяжищах стяжанием того же монастыря инока строителя Антония, да игумена Пахомия, честне монастырь устроиша при архиепископе Иоанне Великого Новограда и Пскова». В 1419 году над воротами монастыря, по записям тех же летописей, сооружается деревянная Антониевская церковь «в монастыре на Вяжищах».
Храм святого Николая Чудотворца был построен в 1411 году на месте явления его чудотворного образа, а в 1419 году сооружен надвратный деревянный храм в честь преподобного Антония Великого.
Эта обитель явилась духовной колыбелью для известного святителя Евфимия II, архиепископа Новгородского. За его любовь к обители летопись называет его «Вяжищским». В 1436 году святитель построил вместо деревянной Никольской церкви каменную, которая в следующем году обрушилась. В 1438 году архиепископ Евфимий восстанавливает разрушившийся храм и в 1441 году расписывает его. Его же заботами в 1439 году в обители была построена еще одна каменная церковь в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами: пекарней, просфорней, поварней, складами, погребами.
В «Житии новгородского архиепископа Евфимия», который взял монастырь под свое покровительство, рассказывается о том, что его основатели-монахи насильственным путем завладели участком земли, где построили свои кельи и первую деревянную церковь. Окрестные крестьяне длительное время вели судебную тяжбу с монастырем, но проиграли ее.
Архиепископ Евфимий известен в истории Новгорода (XV в.) как крупный политический деятель. Он возглавлял новгородскую церковную кафедру в пору становления единого Русского централизованного государства и был ожесточенным противником воссоединения новгородских земель с великим Московским княжеством.
Евфимий проводил в городе и его окрестностях большое строительство. Он обновил и украсил Софийский собор, поставил Владычную (Грановитую) палату, возвел Часозвоню, перестроил «на старой основе» несколько церквей.
Соборная Никольская церковь Вяжищского монастыря - трехапсидная, с южной и северной сторон она имеет каменные галереи со сводами, опирающимися внешними сторонами на столбы и арки, а противоположными — на стены здания. Внутреннее пространство храма разделено на два этажа. В нижнем — уже после смерти Евфимия — создается церковь его имени. С западной стороны здания на столбах и арках со сводами было сделано крыльцо, примыкающее к паперти. Ступени крыльца и лестничные площадки сложены из красного кирпича. Западную сторону постройки украшают две каменные башенки с шатровыми тесовыми покрытиями и небольшими окнами.
В полукруглых впадинах по самому верху фасада сохранилась роспись XIX века. .
Вскоре рядом с Никольским храмом выросла в Вяжищах и церковь Иоанна Богослова с теплой трапезной «со многими монастырскими потребами и хлебню под трапезою устроиша и подписанием подписаша». Монастырь обзаводится колоколами и дорогой церковной утварью.
Никольский собор несколько суров и с точки зрения архитектурной по-новгородски традиционен. Трапезная, напротив, нарядна, красочна, привлекает внимание своей декоративностью. И казалось, что два эти здания по архитектурным формам специально противопоставлены друг другу.
В процессе строительства церкви с трапезной и колокольней был сделан арочный переход к Никольскому собору, а во время сооружения перехода были задуманы крыльца.
Крылечко с западной стороны переделывалось в XVIII веке: добавили еще по обе стороны по одному столбу и несколько изменили форму. Крыльцо с восточной стороны восстановлено реставраторами в первоначальных формах.
Трапезная представляет собой вытянутое, большое по размерам здание, стоящее на высоком подклете, помещения которого предназначались для погребов и кладовых. В восточном крыле (на первом и втором этажах) располагались церкви, где отправлялись службы. В центральной части находился громадный трапезный зал. В западной были настоятельские покои, над которыми возвышалась восьмигранная колокольня, побеленная известью и украшенная изразцами. Первоначально она имела 10 колоколов. Надпись на самом большом колоколе сообщала, что его отлил «лета 1627, месяца мая, в 22 день, мастер Дмитрий Матвеев». Вес этого колокола неизвестен, но второй, меньший по размерам, весил свыше 62 пудов.
Третий колокол, в 28 пудов, тоже имел надпись: «1748 года, месяца сентября, слит сей колокол в Новгородский Вяжищский монастырь при архимандрите Виссарионе из прежнего разбитого колокола». Остальные 7 колоколов были весом от 10 пудов и менее.
Церковь Иоанна Богослова не выделяется из общего комплекса новгородских храмов. В ее здании удачно сочетаются московская пышность с северной новгородской строгостью. Строительство ее было начато в 1694 году и через 4 года закончено. Но в год завершения строительных работ бурей была сорвана кровля и разрушены главы. Восстанавливалась церковь до 1702 года. Особую красоту возведенному зданию храма придавали изразцы. В Новгороде они стали применяться с XVI века, и ими в большей или меньшей степени были украшены многие сооружения города, построенные или перестроенные в XVII веке.
В Вяжищском монастыре изразцы использованы как вставки па галереях, введены в декор крылец, применены в нишах стен, в обрамлении оконных и дверных проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав.
Монументальная вяжищская керамика характерна четким и ярким рисунком, хорошо видимым, даже если плитки размещены на большой высоте.
На печных изразцах чаще всего изображены цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог (в восьмерике колокольни), двуглавый орел (в верхнем фризе второго яруса трапезной), крест, ваза с крупным цветком-плодом и т. д. Это многообразие сюжетов особенно заметно на церкви Иоанна Богослова. Причем нижний ярус ее, где размещались служебные и хозяйственные помещения, свободен от майолики, второй же ярус буквально поражает обилием изразцовых украшений, подчеркивающих значимость верхних этажей.
Вот распространенный в изразцовом искусстве вазон. На печных изразцах он миниатюрный, но с очень увеличенными фигурными ручками. Над вазоном раскинулись три листочка без стеблей. На изразцах покрупнее изображена большая желтая или коричневая ваза, из которой словно вырастают три сочных зеленых побега, заканчивающихся круглыми выпуклыми ягодами или большими цветами. Такие рисунки часто сочетаются с изображением короны с крестом и вьющимися растениями.
На изразцах Богословского храма показаны животные — они всегда в движении, часто одинаковы по окраске: фон бирюзовый, тело желтое, грива, хвост, копыта окрашены в белый, синий, коричневый цвета. Если мы присмотримся к изображениям единорога и льва, то увидим, например, что оба зверя похожи друг на друга. Отличие только в том, что единорог имеет рог и копыта, а у льва — длинный хвост с кисточкой. Крупное панно образуют изразцы с изображением двуглавого орла. Фигуры очень стилизованы и настолько декоративны, что мастера не побоялись их разделить: в одном ряду нижнего фриза южного фасада храма мы видим либо только головы орлов с крыльями, либо их туловища с яркими хвостами и конечностями, в когтях которых зажаты держава и скипетр.
Менее декоративны изразцы с изображением креста. Смысловое значение тех, которые применены как вставки на колокольне и на пилястрах между апсидами храма, подчеркивается надписями «Иисус Христос». Изразцы же с крестами из нижнего фриза на южном фасаде, а также из окантовки циферблата на колокольне потеряли религиозную окраску и имеют лишь декоративный вид. Кресты четырехконечные. Как правило, они синие, с желтыми или коричневыми концами на бирюзовом фоне.
В начале XVII века во время шведского нашествия монастырь пострадал, но по окончании иноземной оккупации, пользуясь особым покровительством царя Михаила Федоровича, быстро восполнил свои богатства. В 1625 году, например, по грамоте, данной царем монастырю, разрешались рыбные ловли совместно с Соловецким монастырем на реже Выге в Архангельской губернии. Из Вяжищ выезжали туда два служителя ежегодно «для ловли рыбы семги» и для отправки девятой части улова в свой монастырь.
Еще раньше, в 1618 году, получив жалобу архимандрита Хутынского монастыря Киприяна и игумена Вяжищского монастыря Геннадия, царь выражает недовольство по поводу того, что воевода Исак Байков и подьячий Михаил Максимов в «Заонежских погостах... чинили монастырским крестьянам всякое насильство» и «во всяких делах монастырских». Он запрещает воеводе без ведома монастыря посылать в Толвуйскую волость стрельцов и своих людей, а также судить монастырских крестьян, так как это право принадлежит самому монастырю по жалованным грамотам.
В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II Николо-Вяжищский монастырь был причислен ко II классу, а все его земли отняты в пользу государства. С этого времени экономическое положение обители резко ухудшилось. В XVIII—XIX веках на ее территории располагалась монастырская тюрьма.
В 1920 году монастырь был закрыт, его постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд: в помещениях под трапезной было устроено зернохранилище, гумно, картофельные ямы. Здесь же разместились слесарные мастерские, кузница. Были растесаны многие оконные и дверные проемы, в стенах пробиты въезды для техники. На втором этаже располагалась школа. Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.
В 1958 году под руководством архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева в монастыре начались обмерные и исследовательские, а в 1964 году — реставрационно-восстановительные работы.
В 1989 году Николо-Вяжищский монастырь был возвращен церкви. Первая Литургия была совершена 11 сентября 1989 года, а 31 марта 1990 года состоялось освящение нижнего храма в честь святого Евфимия, архиепископа Новгородского. Первое Богослужение в нем совершал митрополит Ленинградский и Новгородский, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его благословению монастырю было определено быть женским.
В Николо-Вяжищском Ставропигиальном (подчиняющимся непосредственно патриарху) женском монастыре в настоящее время два действующих храма: в честь Евфимия, архиепископа Новгородского, (здесь покоятся его мощи) и собор в честь святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, ( восстановлен и освящен 19 мая 2000 года). Два храма: в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня находятся в стадии реставрации.
(снимки 2 мая 2008 года)
фото Натальи Барышниковой
|
|
|
|
|
|||
|
|||
|
|
||
|
|||
|