Николо-Вяжищский монастырь 

(снимки  2005 года)

фото Вячеслава Барышникова

В 12 километрах на северо-запад от Великого Новгорода находится удивительно красивый ансамбль сооружений  Вяжищского монастыря, выстроенного в верховьях реки Веряжи. Цельные по завершенности, изящные и величественные, обильно украшенные изразцами, постройки монастыря выглядят торжественно на фоне окружающей природы.

Николо-Вяжищский монастырь возник в последней четверти XIV века. Основан он  иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первым настоятелем монастыря был иеромонах Пимен. Уже в межевой грамоте 1391 года упоминаются вотчины Вяжищской обители.

Новгородские летописи упоминают монастырь только в 1411 году: «В лето 6919 поставиша церковь деревяну святаго Николы на Вяжищах стяжанием того же монастыря инока строителя Антония, да игумена Пахомия, честне монастырь устроиша при архиепископе Иоанне Великого Новограда и Пскова». В 1419 году над воротами монастыря, по записям тех же летописей, сооружается деревянная Антониевская церковь «в монастыре на Вяжищах».Никольский собор Вяжищского монастыря

Храм святого Николая Чудотворца был построен в 1411 году на месте явления его чудотворного образа, а в 1419 году сооружен надвратный деревянный храм в честь преподобного Антония Великого.

 Эта обитель явилась духовной колыбелью для известного святителя Евфимия II, архиепископа Новгородского. За его любовь к обители летопись называет его «Вяжищским». В 1436 году святитель построил вместо деревянной Никольской церкви каменную, которая в следующем году обрушилась. В 1438 году архиепископ Евфимий восстанавливает разрушившийся храм и в 1441 году расписывает его. Его же заботами в 1439 году в обители была построена еще одна каменная церковь в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами: пекарней, просфорней, поварней, складами, погребами.

В «Житии новгородского архиепископа Евфимия», который взял монастырь под свое покровительство, рассказывается о том, что его основатели-монахи насильственным путем завладели участком земли, где построили свои кельи и первую деревянную церковь. Окрестные крестьяне длительное время вели судебную тяжбу с монастырем, но проиграли ее.

Архиепископ Евфимий известен в истории Новгорода (XV в.) как крупный политический деятель. Он возглавлял новгородскую церковную кафедру в пору становления единого Русского централизованного государства и был ожесточенным противником воссоединения новгородских земель с великим Московским княжеством.

Евфимий проводил в городе и его окрестностях большое строительство. Он обновил и украсил Софийский собор, поставил Владычную (Грановитую) палату, возвел Часозвоню, перестроил «на старой основе» несколько церквей.

Соборная Никольская церковь Вяжищского монастыря - трехапсидная, с южной и северной сторон она имеет каменные галереи со сводами, опирающимися внешними сторонами на столбы и арки, а противоположными — на   стены    здания.   Внутреннее пространство храма разделено на два этажа. В нижнем — уже после смерти Евфимия — создается церковь его имени. С западной стороны здания на столбах и арках со сводами было сделано крыльцо, примыкаю­щее к паперти. Ступени крыльца и лестнич­ные площадки сложены из красного кирпича. Западную сторону постройки украшают две каменные башенки с шатровыми тесовы­ми покрытиями и небольшими окнами.

В полукруглых впадинах по самому верху фасада сохранилась роспись XIX века. .

Вскоре рядом с Никольским храмом вы­росла в Вяжищах и церковь Иоанна Бого­слова с теплой трапезной «со многими монастырскими потребами и хлебню под трапезою устроиша и подписанием подписаша». Монастырь обзаводится колоколами и доро­гой церковной утварью.

Никольский собор несколько суров и с точки зрения архитектурной по-новгородски традиционен. Трапезная, напротив, нарядна, красочна, привлекает внимание своей декоративностью. И казалось, что два эти здания по архитектурным формам специально противопоставлены друг другу.

В процессе строительства церкви с тра­пезной и колокольней был сделан ароч­ный переход к Никольскому собору, а во время сооружения перехода были задуманы крыльца.

Звонница и крыльцо трапезной Вяжищского монастыряКрылечко с западной стороны переделы­валось в XVIII веке: добавили еще по обе стороны по одному столбу и несколько изме­нили форму. Крыльцо с восточной стороны восстановлено реставраторами в первона­чальных формах.

Трапезная представляет собой вытяну­тое, большое по размерам здание, стоящее на высоком подклете, помещения которого предназначались для погребов и кладовых. В восточном крыле (на первом и втором эта­жах) располагались церкви, где отправля­лись службы. В центральной части находил­ся громадный трапезный зал. В западной были настоятельские покои, над которыми возвышалась восьмигранная колокольня, по­беленная известью и украшенная изразцами. Первоначально она имела 10 колоколов. Надпись на самом большом колоколе сооб­щала, что его отлил «лета 1627, месяца мая, в 22 день, мастер Дмитрий Матвеев». Вес этого колокола неизвестен, но второй, мень­ший по размерам, весил свыше 62 пудов.

Третий колокол, в 28 пудов, тоже имел надпись: «1748 года, месяца сентября, слит сей колокол в Новгородский Вяжищский мо­настырь при архимандрите Виссарионе из прежнего   разбитого   колокола».   Остальные 7 колоколов были весом от 10 пудов и менее.

Церковь Иоанна Богослова не выделяется из общего комплекса новгород­ских храмов. В ее здании удачно сочетают­ся московская пышность сОбщий вид Вяжищского монастыря северной новго­родской строгостью.  Строительство ее было начато в 1694 году и через 4 года закончено. Но в год завершения строительных работ бу­рей была сорвана кровля и разрушены гла­вы. Восстанавливалась церковь до 1702 года. Особую   красоту   возведенному   зданию храма придавали изразцы. В Новгороде они стали применяться с XVI века, и ими в большей или меньшей степени были укра­шены многие сооружения города, построен­ные или перестроенные в XVII веке.

В Вяжищском монастыре изразцы ис­пользованы как вставки па галереях, введе­ны в декор   крылец,   применены   в   нишах стен, в обрамлении оконных и дверных проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестнич­ных всходов, барабанов глав.

Монументальная вяжищская керамика характерна четким и ярким рисунком, хоро­шо видимым, даже если плитки размещены на большой высоте.

Церковь Иоанна Богослова Вяжищского монастыряНа печных изразцах чаще всего изобра­жены цветочные букеты в вазоне и геомет­рические фигуры. Средние и большие израз­цы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог (в восьмерике колокольни), двуглавый орел (в верхнем фризе вто­рого яруса трапезной), крест, ваза с круп­ным цветком-плодом и т. д. Это многообразие сюжетов особенно заметно на церкви Иоанна Богослова. Причем нижний ярус ее, где размещались служебные и хозяйствен­ные помещения, свободен от майолики, вто­рой же ярус буквально поражает обилием изразцовых украшений, подчеркивающих значимость верхних этажей.

Вот распространенный в изразцовом ис­кусстве вазон. На печных изразцах он миниа­тюрный, но с очень увеличенными фигурны­ми ручками. Над вазоном раскинулись три листочка без стеблей. На изразцах покруп­нее изображена большая желтая или коричневая ваза, из которой словно выраста­ют три сочных зеленых побега, заканчиваю­щихся круглыми выпуклыми ягодами или большими цветами. Такие рисунки часто со­четаются с изображением короны с крестом и вьющимися растениями.

На изразцах Богословского храма пока­заны животные — они всегда в движении, часто одинаковы по окраске: фон бирюзо­вый, тело желтое, грива, хвост, копыта окра­шены в белый, синий, коричневый цвета. Если мы присмотримся к изображениям еди­норога и льва, то увидим, например, что оба зверя похожи друг на друга. Отличие только в том, что единорог имеет рог и копыта, а у льва — длинный хвост с кисточкой. Крупное панно образуют изразцы с изо­бражением двуглавого орла. Фигуры очень стилизованы и настолько декоративны, что мастера не побоялись их разделить: в одном ряду нижнего фриза южного фасада храма мы видим либо только головы орлов с крыль­ями, либо их туловища с яркими хвостами и конечностями, в когтях которых зажаты держава и скипетр.

Менее декоративны изразцы с изображе­нием креста. Смысловое значение тех, кото­рые применены как вставки на колокольне и на пилястрах между апсидами храма, под­черкивается надписями «Иисус Христос». Изразцы же с крестами из нижнего фриза на южном фасаде, а также из окантовки цифер­блата на колокольне потеряли религиозную окраску и имеют лишь декоративный вид. Кресты четырехконечные. Как правило, они синие, с желтыми или коричневыми конца­ми на бирюзовом фоне.

В начале XVII века во время шведского нашествия монастырь пострадал, но по окон­чании иноземной оккупации, пользуясь осо­бым покровительством царя Михаила Федо­ровича, быстро восполнил свои богатства. В 1625 году, например, по грамоте, данной царем монастырю, разрешались рыбные лов­ли совместно с Соловецким монастырем на реже Выге в Архангельской губернии. Из Вяжищ выезжали туда два служителя ежегод­но «для ловли рыбы семги» и для отправки девятой части улова в свой монастырь.

Еще раньше, в 1618 году, получив жало­бу архимандрита Хутынского монастыря Киприяна и игумена Вяжищского монасты­ря Геннадия, царь выражает недовольство по поводу   того,   что  воевода  Исак  Байков  и подьячий Михаил Максимов в «Заонежских погостах... чинили монастырским крестьянам всякое насильство» и «во всяких делах мо­настырских». Он запрещает воеводе без ве­дома монастыря посылать в Толвуйскую во­лость стрельцов и своих людей, а также су­дить монастырских крестьян, так как это право принадлежит самому монастырю по жалованным грамотам.

В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II Николо-Вяжищский монастырь был причислен ко II классу, а все его земли отняты в пользу государства. С этого времени экономическое положение оби­тели резко ухудшилось. В XVIIIXIX веках на ее территории распола­галась монастырская тюрьма.

В 1920 году монастырь был закрыт, его постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд: в помещениях под тра­пезной было устроено зернохранилище, гумно, картофельные ямы. Здесь же разместились слесарные мастерские, кузница. Были растесаны многие оконные и дверные проемы, в стенах пробиты въезды для техники. На втором этаже располагалась школа. Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.

В 1958 году под руководством архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева в монастыре начались обмерные и исследовательские, а в 1964 году — реставрационно-восстановительные работы.

В 1989 году Николо-Вяжищский монастырь был возвращен церкви. Первая Литургия была совершена 11 сентября 1989 года, а 31 марта 1990 года состоялось освящение ниж­него храма в честь святого Евфимия, архиепископа Новгородского. Первое Богослужение в нем совершал митрополит Ленин­градский и Новгородский, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его благословению монастырю было опре­делено быть женским.

В Николо-Вяжищском Ставропигиальном (подчиняющимся непосредственно патриарху) женском монастыре в настоящее время два действующих храма: в честь Евфимия, архиепи­скопа Новгородского, (здесь покоятся его мощи)  и собор в честь святого Николая, ар­хиепископа Мир Ликийских, ( восстановлен и освящен 19 мая 2000 года). Два храма: в честь Апостола и Евангели­ста Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня находятся  в стадии реставрации.

          

Николо-Вяжищский монастырь 

(снимки 2 мая 2008 года)

фото Натальи Барышниковой

 

 

Монастыри

На первую страницу

 

Сайт создан в системе uCoz