Музей деревянного зодчества "Витославлицы"
1- часовня XVIII в. | 10 - житница (начало XX века) | 15 - амбары |
2-церковь Троицы (1676 г.) | 11 - часовня (1698 г.) | 16 - церковь Успения (1595 г.) |
3-6 - избы XIX в. | 12 - администрация музея, выставочные залы | 17 - часовня (XVIII в.) |
7- церковь Рождества Богородицы (1531 г.) | (дом Анны Орловой-Чесменской) | 18 - мельница -шатровка (начало ХХ века) |
8 - церковь Успения (1599 г.) | 13 - церковь Николы (1688 г.) | |
9 - церковь Николы (1767 г.) | 14 - церковь Николы (1642 г.) |
В четырех километрах от Новгорода в живописной местности у озера Мячино и реки Волхов стоит чудесная деревня. В ней никто не живет. Это музей деревянного зодчества "Витославлицы".
На территории, где сейчас располагается Музей деревянного зодчества "Витославлицы", в XII веке был основан Пантелеймонов монастырь. Еще до возникновения монастыря здесь находилось небольшое село Витославлицы, названное так, очевидно, по имени его владельца - Витослава. Село, вероятно, было поглощено монастырскими постройками, поскольку после XII века это название нигде не встречается. Музей под открытым небом, созданный на месте этого исчезнувшего села, получил его звучное название.
В XIX в., покровительница Юрьева монастыря, графиня А.А. Орлова поставила здесь свою резиденцию - двухэтажный особняк ее сохранился по сей день.
Создание крупных общественных построек - храмов - было по плечу лишь жителям округи ("миру"), или монастырям, или богатым помещикам. Для их строительства приглашали профессиональных мастеров-плотников. При найме обязательно составлялся официальный юридический документ - "порядная запись", или "роспись на строительство церкви", где очень подробно оговаривалось, каким должен быть храм, и определялся срок окончания строительства. Это были своего рода словесные чертежи, где в качестве образца обычно приводилась аналогичная постройка. Вместе с этим, создавая храмы, народные мастера давали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности.
Органическая связь построек с природой - одна из главных особенностей русского зодчества. Выбору места для храмов народные мастера придавали большое значение. Их ставили обычно в центре селения или на лучшем, видном месте. Сегодня в музей "Витославлицы" перевезено 7 церквей и 3 часовни.
В музее собраны культовые, жилые и хозяйственные постройки Новгородчины XIV - XIX вв. Создание музея началось в 1964 году.
Искусство строить из дерева зародилось на Руси в глубокой древности и накопило богатые традиции. Весь Великий Новгород был созданием рук безвестных народных плотников. В этом богатом лесами краю дерево было самым дешевым материалом. Но беззащитно дерево перед временем, и теперь только по данным археологических исследований можно представить былое великолепие деревянного Новгорода. Исследование Новгородской области, с целью выявления и охраны интересных деревянных сооружений ведется уже более 40 лет. На местах, а это часто отдаленные села и деревни области, нет возможности сохранить деревянные памятники. Поэтому в 1960-е годы стал вопрос об их спасении; исследовании, разборке, перевозке в единое место, реставрации и охране. Душой этого начинания стал талантливый архитектор, лауреат Государственной премии Л.Е. Красноречьев. В настоящее время более 20 интереснейших построек перевезены на территорию музея
Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района - не только самая древняя и наиболее значительная постройка музея, но и один из древнейших и интереснейших памятников русского деревянного зодчества, сохранившихся до нашего времени. В Витославлицы она была перевезена в 1967 году. Ученые считают датой создания храма 1531 год. Рождественская церковь была монастырской и принадлежала Передскому монастырю. Во время польско-литовского вторжения Передский монастырь
Надпись на одном из колоколов церкви свидетельствует, что он был отлит в 1539 году «в дом пресвятые богородицы». Вполне возможно, что церковь была сооружена еще раньше. Архаичные формы, конструкции и детали подтверждают древность постройки. Это довольно сложное по архитектурному замыслу сооружение, в основе которого лежит распространенная в XVI в. схема - восьмерик на крестообразном основании. Эта конструкция покоится на высоком подклете, что делает ее более величественной. С трех сторон церковь окружена галереей на мощных кронштейнах, поднятой над землей на высоту более четырех метров. Причем галерея не повторяет форму сруба, а скругляет его, и весь план церкви стал чрезвычайно компактным и как бы вписанным в круг.
Большая художественная выразительность достигается сочетанием разновеликих объемов, галереи, крылечка. В древности на галереях-гульбищах собирался народ в ожидании церковной службы.
Кровли храма крыты двумя слоями теса. Чтобы кровля служила дольше, между слоями прокладывали берестяную кору. Центральный шатер, купола и шейки главок покрыты осиновым лемехом. Сырая осина хорошо поддается обработке, а высыхая, не трескается, не коробится. Новая «чешуя» золотистого цвета, а со временем она приобретает благородный серебристый оттенок. Такой способ покрытия применяли не только в деревянном, но и в каменном древнерусском зодчестве, часто используя дубовую «чешую». Стоящая по соседству с монументальным Рождественским храмом, церковь Успения из деревни Никулино кажется маленькой и скромной. Высота ее всего 11 метров. При разборке храма был найден обломок деревянного креста с записью о его строительстве и освящении, на котором можно разобрать дату - 1599 год. Это клетская постройка (от слова клеть - четырехстенный сруб), состоящая из трех прямоугольных срубов разной высоты. Свое начало клетские церкви ведут от простой избы или амбара, и такой тип храма является одним из наиболее древних.
В середине XVIII в. получили широкое распространение так называемые ярусные церкви, в которых были сильно выражены традиции древнерусской архитектуры. К числу таких церквей относится церковь Николы из деревни Высокий Остров. Это довольно значительное по размерам и форме сооружение, построенное в 1757 году, является лучшим из уцелевших ярусных построек. Храм рублен, как говорили в старину, «кораблем», т.е. все составные части здания расположены строго симметрично по одной линии. Сохранился иконостас каркасной конструкции с иконами XVIII-XIX вв.
Огромное значение придавали мастера выбору места для храма. Их ставили обычно в центре деревни, или где-то в стороне, но всегда это было лучшее место - высокий холм или берег реки, извилина дороги или гладь озера. Органическая связь архитектуры с природой - одна из главных особенностей русского зодчества.
На берегу озера Мячино среди заливных лугов стоит церковь Успения (1595 г.), первенец музея, перевезенный в 1964 г. из села Курицко, что в 17 км от Новгорода. Четыреста лет назад церковь стояла на берегу озера Ильмень, и высокий шатер ее долгое время служил маяком для ильменских рыбаков. Церковь производит большое впечатление простым и четким силуэтом, цельностью и четкостью своих форм.
Шатровые постройки появились на Руси в глубокой древности. Старинные акты свидетельствуют об их существовании еще в XIII в. Тогда высота храма была одним из основных мерил его красоты. Строились такие монументальные сооружения по инициативе крестьян, - ведь храмы были и религиозными, и общественными центрами. На их строительство приглашали профессиональных плотников. Собирался сельский сход и оговаривал с мастерами, что они хотят видеть в своем селе. Создавался своего рода словесный чертеж, где четко было прописано, чего хочет заказчик. А насчет пропорции в одной древней подрядной грамоте, составленной плотницкой артелью, сказано: «А рубить высотою, как мера и красота скажут». Вот это чувство меры, вкуса, чувство разновеликих объемов, умение сочетать их и есть главное в постройках народных умельцев, будь то величественный храм или простой амбар.
Любимый строительный материал - сосна и ель, реже применяли дуб и лиственные породы. А любимый инструмент - топор и долото. С давних пор была известна новгородцам и пила (при раскопках в слоях Х-ХШ вв. найдены ножовки, лучковые пилы), но ее использовали в столярном деле.
Жилую избу и другие хозяйственные постройки крестьянин обычно рубил для себя сам. В «Витославлицы» перевезены пять жилых изб XIX в. Все они принадлежали крестьянам-середнякам и построены по одному принципу. Это небольшие, но высокие, как бы двухэтажные постройки. Первый этаж - подклет - хозяйственное помещение. В нем хранили съестные припасы, иногда хозяин устраивал мастерскую. Второй этаж - жилой - находится довольно высоко, чтоб сохранить тепло и было сухо. Интересной деталью некоторых изб является галерея (прикролек). Она и украшает избу и защищает нижние бревна от дождя. А верх избы оберегает вынесенная вперед крыша - характерная особенность северного жилища. Крыши, сделанные «по старине», очень живописны, а главное, прочны - они выдерживали любые снега и ураганы. «Под единой крышей» находятся и жилое, и хозяйственное помещения, причем жилье занимает меньшую часть избы. Первый этаж с хлевами отведен под скотный двор. Наверху - просторный сарай, где хранилось сено, солома, а так же хозяйственная утварь. Летом сюда выносили кровати под пологом. Жилое помещение очень небольшое, и здесь рационально использовали каждый сантиметр площади. Мебель, в основном, встроенная в сруб: полки, лавки, полати. По обычаю, в красном углу под божницей стоял обеденный стол. Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки. Их обычно ставили на видное место - это не только орудие труда, но и украшение жилища. Нарядную прялку дарил муж - жене, жених - невесте, отец - дочери.
Важное место в избе занимает печь. Возле нее - «бабий кут» (кухня), место, куда мужчины, как правило, не заходили. Здесь все, что нужно для приготовления пищи: глиняная, деревянная и плетеная посуда, чугуны. Треснувшие горшки экономные хозяева не выбрасывали, а оплетали их для прочности берестяной корой. Этот обычай, по данным археологических раскопок, пришел из глубины веков.
Все хозяйственные предметы: соха, борона, конская упряжь, мебель и посуда и сама изба полностью выполнены из природных материалов. Как в старину говорили: «Лес - он не только волка, он и мужика прокормит».
Испокон веков люди стремились обставить' свою жизнь как можно красивее, затейливее. Избы обязательно украшали резьбой, покрывавшей ворота, колонны крылечек, карнизы крыш, наличники окон, причелины. И все, что требовалось для домашнего обихода, должно было радовать глаз.
Сотрудники музея тщательно охраняют не только истоки
народной архитектуры, воспроизводят традиционные интерьеры с набором
крестьянского быта и орудий труда. Здесь по традиции в начале лета проводятся
фольклорные праздники. В такие дни зеленые лужайки музея, галереи и крылечки
построек расцвечиваются яркими праздничными костюмами фольклорных и народных
коллективов, приезжающих сюда не только из сел и деревень Новгородской
области, но и из-за рубежа. Весело и задорно звучат раздольные русские песни и
частушки, плывут в хороводе певицы в длинных цветастых сарафанах, лихо
отплясывают «русскую» парни в ярких косоворотках. Летом в деревне
действуют разные выставки, в том числе и выставка новгородских мастериц.
За деревней стоят амбары, кузница, мельница.
Все здесь, будто из сказки про Василису Прекрасную, Ивана-царевича и Змея
Горыныча. Так одновременно можно побывать в старине и в собственном детстве.
Совместно с областным Домом народного творчества музей "Витославлицы" организует традиционные народные праздники. Обычно в январе проходит веселый зимний праздник "Святки в Витославлицах", который является исторической реконструкцией святочного обряда. Во время праздника совершаются и колядования, и игры ряженых, и разнообразные гадания, и "проводы невесты"... Отмечаются в Витославлицах Масленица, Троица и другие народные праздники. Самый массовый праздник, собирающий тысячи новгородцев и гостей города, происходит в первое воскресенье июня. Это праздник фольклора и ремесел, который проводится здесь с 1977 года. Обычно в этот день в Витославлицы съезжаются десятки народных коллективов из Новгородской области и других земель. Приезжают мастера плетения из бересты, ткачи, гончары, резчики по дереву, лоскутники. Праздники начинаются под торжественные перезвоны колоколов. В разных уголках музея организуются площадки для игр в бабки, лапту, рюхи, хождение на ходулях и т.д. В эти дни Витославлицы становятся центром, объединяющим всех, кому интересна и дорога традиционная культура
Музей работает ежедневно, с 10.00 до 17.00, избы в зимнее время открыты до 16 часов.
фото Н.Барышниковой
На страницу "Прогулки по городу"