Великий Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
(фото Натальи Барышниковой)
Церковь Спаса Преображения, одна из жемчужин новгородского зодчества, построена в 1374 году на Ильине улице. Предшественницей ее была деревянная церковь Спаса. Согласно преданию, в ней в XII веке хранилась прославленная святыня - икона «Знамение Богоматери». Построенная на деньги жителей Ильиной улицы, новая каменная церковь была необычайно почитаема в Новгороде. Отличительная черта церкви Спаса - обилие декоративных элементов, заполнивших стены, барабан, апсиду. Впервые применена декоративная композиция из трех окон и двух ниш, объединенных пятилопастной бровкой. К ранее применявшимся украшениям добавлены встроенные каменные кресты причудливых форм. Эти приемы встречаются и на фасадах других храмов XIV-XV вв.
Церковь знаменита не только своей красотой, она является хранительницей уникального фрескового ансамбля. Как сообщает летописец: «В лето 1378 года подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а мастер подписал гречинин Феофан». Феофан Грек - выдающийся византийский художник XIV в., произведения которого сохранились только в России, ставшей его второй родиной.
Иконы кисти Феофана Грека можно видеть в Благовещенском соборе московского Кремля и Третьяковской галерее. Церковь Спаса - это единственный в мире храм, сохранивший его монументальную живопись.
«Фрески отличаются суровой и даже мрачной одухотворенностью. В них нет ничего благостного, умиляющего. Феофан возвышает искусство над обыденной жизнью. Он наделяет образы святых сильными чувствами, несоизмеримыми с эмоциональным душевным складом простого человека. Его Спас не жертва и не защитник обездоленных, а грозный судия. В нем нет желанья творить добро или вселять надежду. Гневно взирая с небесных высот на землю, он готовится свершить приговор над погрязшим в грехе родом человеческим. Это открытое осуждение земной жизни, не достойной ни жалости, ни прощения. В убеленных сединами ветхозаветных праотцах и пророках мы читаем историю незапамятного прошлого, когда существовали характеры, способные противостоять злу и насилию исключительно силой духа и верой в истинного бога». Эти замечательные слова исследователя творчества Феофана Грека Г.И. Вздорнова как нельзя лучше характеризуют философские взгляды художника.
В Новгороде Феофан увидел нацию развивающуюся, увидел город, где предприимчивые посадские люди не стеснялись предъявлять свои требования, где демократические силы не капитулировали перед правящей аристократией, где искусство, не зная застоя, бурно развивалось в одном ритме с бурлящей народной жизнью.
На страницу "Прогулки по городу"