Памятник Тысячелетия России
Осмотр кремля мы закончим у памятника Тысячелетия России, расположенного в самом центре кремля. Он поставлен в 1862 году в связи с тысячелетием основания Русского государства.
Для сооружения памятника был объявлен конкурс и сбор добровольных пожертвований. Первая премия конкурса досталась двадцатипятилетнему скульптору М.О. Микешину, в будущем известному монументалисту, автору нескольких памятников в русских городах.
Сбор пожертвований проходил медленно. Вместо требовавшихся 600 тысяч рублей собрали всего 150 тысяч. Народ не хотел участвовать в прославлении самодержавия. Недостающие для сооружения памятника деньги пришлось взять из царской казны.
Вокруг проекта памятника завязалась острая борьба. В нее включились многие историки и писатели. Царь не разрешал установку на памятнике фигур некоторых выдающихся деятелей, таких, как писатели Гоголь, Шевченко, актер Дмитриевский, флотоводец Ушаков, русские зодчие Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. По настоянию царя и церковников среди фигур памятника должны были преобладать цари, митрополиты и монахи.
Событию открытия памятника стремились придать видимость национального торжества. В Новгород прибыло много знати, несколько тысяч солдат для участия в параде. 8 сентября 1862 года памятник был открыт в присутствии Александра II и членов царской фамилии.
Памятник «Тысячелетие России» напоминает по форме знаменитую шапку Владимира Мономаха.
Некоторые исследователи видят в силуэте памятника колокол, который по замыслу автора был призван "благовестить потомкам о героическом прошлом России"
Высота памятника — 15,7 м. Диаметр гранитного пьедестала - 9м.
Длина горельефного фриза — 27 м. Всего на памятнике изображено 129 фигур.
Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезен с Сердобольских каменоломен на Ладоге.
На грандиозном постаменте покоится большой шар — царская держава, символ власти Рюриковичей и Романовых. Держава покрыта затейливым рельефным орнаментом из крестов, символизирующих единение церкви и самодержавия, и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862". На державе стоит ангел с крестом, а у его ног изображена коленопреклоненная женщина — олицетворение России.
Вокруг державы размещено 17 фигур, объединенных в шесть скульптурных групп, олицетворяющих шесть главных исторических эпох России (по периодизации дворянско-буржуазной исторической науки).
Группа «Основание Русского государства» - Рюрик с языческим богом Перуном. Согласно легенде, возникшей в XI веке, в 862 году в Новгород для княжения был приглашен глава варяжских дружин Рюрик. Русские князья и цари считали его основателем государства.
Справа от Рюрика расположена группа киевского князя Владимира, изображающая крещение Руси, что объективно способствовало приобщению славян к высокой греческой культуре, было шагом вперед по сравнению с языческими верованиями. Владимир стоит в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом; перед ним славянин, низвергающий статую языческого идола, сзади женщина, протягивающая князю ребенка. (Группа «Введение христианства»).
Третья группа олицетворяет начало освобождения Руси от татарского ига — князь Дмитрий Донской попирает ногой побежденного татарина. Кажется, что он только что сразил его шестопером, который крепко держит в правой руке. Татарский воин жив, он поднимается, хоть в движениях его нет ни силы, ни страсти. Но Дмитрий уже не обращает внимания на побежденного врага - он смотрит за пыльный горизонт, куда бежит разбитая армия Мамая. Сражения еще предстоят, и князь готов к ним. Группа эта являет собой чрезвычайно выразительный символ победоносного выступления Руси против ненавистного чужеземного ига.
Четвертая группа изображает основание самодержавия. Одетый в парадную одежду великий князь Иван III принимает от побежденного татарина бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежат поверженные литовец в латах и немецкий рыцарь со сломанным мечом. На заднем плане - фигура сибиряка, символизирующая присоединение Сибири.
Начало династии Романовых - тема пятой скульптурной группы. Слева от царя Михаила - Козьма Минин, справа - князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а уж затем в столице был в 1613 году избран на царство молодой Михаил Романов. Князь Пожарский обороняет родоначальника династии Михаила Романова мечом, а Козьма Минин преподносит ему шапку Мономаха и скипетр.
Шестая группа олицетворяет «Основание Русской империи». На север, в сторону Невы, в сторону новой столицы Российской империи обращена фигура Петра I в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке. Над Петром с левой стороны возвышается фигура ангела - символ великих побед преобразователя России и великого значения осуществленных им реформ. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя. Эта группа отображает самую выдающуюся эпоху в истории Русского государства до середины XIX века. Она знаменует блестящую победу русского оружия в Северной войне (1700-1721 гг.) и образование Российской империи.
Многовековая история самого народа не получила отражения в этих скульптурных группах. На горельефе, опоясывающем памятник, изображены 129 лиц. Они объединены в четыре группы. В первой изображены «Просветители народа», среди которых находим главным образом духовных лиц. Вторая группа «Государственные люди» состоит из князей и царей.
В третьей группе, изображающей «Военных людей и героев», видим князя Святослава, Довмонта Псковского, Александра Невского, Ермака, Козьму Минина и князя Пожарского, Ивана Сусанина, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Платова, Нахимова и многих других.
В группе «Писатели и художники» представлены Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Федор Волков, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь (изображение которого было помещено только под давлением общественности), Глинка, Брюллов.
Во время Великой Отечественной войны памятник был разобран фашистами. Немцы успели только запаковать мелкие фигуры, но не смогли вывезти их из города. После войны памятник восстановили и он был открыт вновь 2 ноября 1944 года.
фото Н.Барышниковой
На страницу "Прогулки по городу"