Недалеко
от
Городища
стоит
ц.
Спаса
на
Нередице,
представляющая
собою
выдающийся
памятник
русской
архитектуры
и
искусства
XII
в.
Это
был
почти
единственный
памятник
в
Западной
Европе,
полностью
сохранявший
ансамбль
древней
росписи.
Церковь
расположена
в
живописной
местности
на
холме,
получившем
название
Нередицкого,
возможно
от
того,
что
находился
он
не
в
ряду
города,
а
за
его
чертою.
Постройка
церкви
относится
к
1198
году,
заказчиком
ее
был
князь
Ярослав
Владимирович,
отец
Александра
Невского.
Она
относится
к
числу
последних
княжеских
построек
в
Новгороде.
Церковь построена в княжеском
дворцовом монастыре, подле новой княжеской резиденции на Городище. Князь Ярослав
Владимирович не мог, да, очевидно, и не стремился создать хотя бы отдаленное
напоминание грандиозного собора Юрьева монастыря, выстроенного восьмьюдесятью
годами раньше.
Церковь Спаса-Нередицы
представляет кубического типа постройку, почти квадратную в плане, с четырьмя
столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный ход в толще
западной стены ведет на хоры. В отличие от более ранних построек, только
средняя часть хор открыта внутрь церкви. В северо-западном и юго-западном углах
на полатях помещались небольшие приделы. Как открытая в церковь средняя часть
хор, так и угловые приделы размещены не на сводах, как раньше, а на деревянном
накате. Замена крестчатых в плане столбов квадратными, наряду с сокращением
числа столбов, отказ от лопаток на внутренней поверхности стен делают внутреннее
пространство здания более простым, менее расчлененным. За исключением закрытых
глухой стеной приделов на хорах, пространственно изолированных, весь интерьер
обозрим с одной точки.
В отличие от высокой
строительной техники Софии и Георгиевского собора, Нередица не блещет
геометрической точностью линий и форм, стены ее непомерно толсты, кладка
грубовата, хотя и повторяет старую систему чередования камня и плоского
кирпича на растворе извести с примесью толченого кирпича. Кривизна линий,
неровность плоскостей, скошенность углов — все это придает церкви Спаса на
Нередице особую пластичность, столь отличающую новгородское и псковское
зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней
Москвы, унаследовавшего владимиро-суздальскую строительную технику.
По сравнению с пышными
княжескими сооружениями XI и начала XII века церковь Спаса — скромная небольшая
постройка, всем своим художественным обликом тесно связанная с тем новым
течением в новгородском зодчестве, которое возникло, по-видимому, еще в середине XII века и развилось в течение XII и XIII столетий.
Князья,
потерявшие
прежнюю
власть,
больше
уже
не
могли
воздвигать
таких
грандиозных
построек,
как
Софийский
и
Георгиевский
соборы.
В
связи
с
этим
в
Новгороде
вырабатывается
новый
тип
храма.
Здания
строятся
небольших
размеров,
простые
и
скромные,
но
зато
сооружаются
они
в
большом
количестве.
В
1199
году
ц.Спаса
на
Нередице
была
расписана.
Фрески
ее
отличались
большой
живописностью.
В
них
с
особой
силой
выделялись
черты,
характерные
для
новгородского
искусства.
Во
время
войны
1941—45
гг.
командование
советских
войск,
в
зоне
действия
которых
оказался
памятник,
предпринимало
все
меры,
чтобы
не
навлекать
на
него
огня
противника.
С
этой
целью
здесь
не
было
устроено
ни
огневых
точек,
ни
наблюдательных
пунктов.
Но
несмотря
на
это,
гитлеровцы
прямой
наводкой
из
пушек
били
по
нему.
В
результате
памятник
был
обращен
в
руины,
погибли
почти
все
его
прекрасные
фрески.
Русское
искусство
понесло
очень
тяжелую
утрату.
В
настоящее
время
памятник
приобрел
снаружи
свой
прежний
вид.
Внутри
церкви
осталась
лишь
самая
незначительная
часть
древней
росписи.
В
алтаре,
в
нише
с
одной
стороны
находится
хорошей
сохранности
изображение
пророка
Ильи,
питаемого
вороном.
Фреска
исполнена
широкими
мазками
в
живописной
манере.
Илья
имеет
крупные
черты
лица.
Волосы
его
седые,
всклочены,
одежда
красная.
В
ином
духе
выполнена
фреска
Петра
Александрийского,
находящаяся
в
другой
нише.
Известно,
что
над
росписью
храма
работало
несколько
художников
различных
направлений.
Петр
выполнен
в
графической
манере,
переходящей
в
орнаментальность.
Тонкие
белильные
мазки
образуют
на
скулах,
щеках,
лбу
узорные
плетения,
напоминающие
как
бы
орнамент.
Отдельные
небольшие
фрагменты
фресок
можно
увидеть
на
стенах
церкви.
Погибла
фреска
с
изображением
строителя
этой
церкви
князя
Ярослава
Владимировича,
являвшаяся
редчайшим
портретом
русского
князя.
Нет
больше
изумительной
фрески
«Страшного
суда»
и
многих
других.
Это
все
невосполнимые
потери.
Росписи
ц.Спаса
на
Нередице
и
ряда
других
памятников
XII
в.
говорят
о
том,
что
в
Новгороде
в
конце
XII
века
сложилась
местная
высокохудожественная
школа
фрескистов,
для
которой
характерным
является
монументальность,
большая
живописность,
высокая
техника.
Фигуры
святых
изображалась
тяжелыми,
с
большими
головами,
крупными
конечностями,
в
спокойных,
торжественных
позах.
Манера
письма
смелая,
энергичная,
с
применением
оригинальных
технических
приемов.
фото Н.Барышниковой
Как проехать к
церкви Спаса на Нередице
(рейсы автобусов с автовокзала:7.25
(кроме сб, вс), 8.25 (сб, вс), 14.00, 19.05)
К тексту