Князь Помпеи, сын князя Иракла, прозванный Избором Промекою из-за чрезвычайной любви своей к военным подвигам, по смерти родителя своего князя Иракла оставил младшего брата отца своего князя Александра в городе Гелоне наследником своего родителя, а сам с одним оруженосцем своим пошел по пути, лежащему на запад солнца, и по многотрудном своем странствовании наконец достиг Великого Новагорода. В то время подступила к нему рать-сила великая различных поморских народов.
С немалым трудом князь Помпеи проник в город. Там видит он, что со всех пяти концов стекается народ на вече народное, где по приказу престарелого князя Избора избирали предводителя новгородской рати, кому идти против неприятелей, осадивших город. Бурное было в это время народное вече. Охотников на эту должность было много: и старых, и молодых новгородцев со всех пяти концов. Каждый конец превозносил кого-либо из своих, унижая других.
В таких состязаниях не видно было конца. Выбора полководца, окроме соискателей власти предводителя, желали и все концы новгородские, каждый житель искал первенства власти. Князь новгородский, видя такое настроение народное в выборе полководца, порешил предоставить первенство людям не по способности и по уму, а по силе. И велел он бросать вдоль лежащий тут довольно немалый камень. Немало нашлось и на этот подвиг охотников. В число их был включен и князь Помпеи, но как чужеземец должен был метать камень последним. Пришла, наконец, его очередь. Взял князь Помпей камень и бросил туда, куда ему было указано. Высоко полетел его камень и упал весьма далеко за поставленную мету, дальше всех помет состязателей. Поэтому князь Помпеи всем вечем был избран в предводители новгородской рати, с которой он и разбил наголову всю рать — силу великую поморских народов.
За такой блистательный военный подвиг новгородский князь дал ему в супружество единственную дочь свою и назначил его по смерти своей князем Новгородским.
От княжны новгородской Роксаны князь Помпеи имел двух сыновей: одного по имени Перей-Туча и другого — Мунгу. Эти два сына потом приняли христианскую веру от апостола Божьего. Первый из них прозвался во святом крещении Петром, а сын его, исцеленный святым апостолом Андреем, князь Яромир — Андреем, а князь Мунга нарекся в крещении Германом.
После же возник раздор между новгородскими жрецами и князьями-христианами, Помпеевыми детьми. Удалились они в Ростовскую землю из Новагорода со всем домом своим и с мудрецом новгородским Крепкомыслом, который тоже был крещен апостолом и прозвался святым именем Павла-апостола.
Сказания и легенды Великого Новгорода