Монастырь известен с 1335 г., когда в нем возводится каменная церковь Воскресения Христова.
В 1695 -1697 гг.. по подрядному договору на месте обветшавшей церкви строится новая. Строят ее две артели каменщиков: Фомы Алексеева из Костромского уезда и Никиты Киприянова из Ярославского уезда. Однако, в 1697 г. случилась «великая беда»: уже достроенная церковь рушится до основания.
В 1700 г. «по
благоволению» митрополита Иова на месте рухнувшего храма ставится новый
пятиглавый Воскресенский собор
Известно, что в XIV - XV вв. в монастыре доживали свой век ушедшие с кафедры архиепископы Алексий (умер в 1389 г.) и Иоанн, который приняв схиму прожил здесь с 1414 по 1417 гг. Принятие схимы есть высший монашеский подвиг. В любой православной обители монахи принадлежали к одной из четырех степеней. Низшая - степень послушника, кандидата в монастырскую жизнь. Он просто живет в монастыре под руководством духовного отца. Вторая степень - рясофорное положение, обозначающее, что человек принят в общину и ему дано право носить монашескую одежду - «рясу».
Третья степень - малая схима. Это уже настоящий монах: он получает новое имя, носит схиму (часть одежды с изображением креста). Обряд принятия схимы включает в себя постриг и облачение в иноческую одежду. Схимник обязуется оставаться в монашеской общине, приняв полное послушание духовному отцу и игумену.
Последняя ступень - это великая схима. Достигается она немногими, ибо требует строжайшего исполнения монашеских идеалов, которые достигаются в совершенном уединении, постоянной молитве и умозрении. Монах опять получает новое имя и новое облачение.
«Кто живет в монастыре, тому надо терпения не воз, а целый обоз; а чтоб быть монахом, нужно сделаться или железным, или золотым; то есть железным - иметь терпение, а золотым - смирение» (Оптинские старцы).
фото Н.Барышниковой