Новгородский кремль, церковь Андрея Стратилата

Церковь Андрея Стратилата

    Церковь Андрея Стратилата имеет сложную строительную историю. Первоначально на этом месте в 1167 - 1173 гг. был построен собор Бориса и Глеба - величественный, четырехстолпный, трехапсидный, с нартексом и лестничной башней. Заказчиком собора, построенного по типу больших княжеских храмов начала XII в., был новгородец Сотко Сытинич. Собор был перестроен в 1441 г. по велению архиепископа Евфимия на старых фундаментах, при этом на мощное основание лестничной башни XII в. был поставлен небольшой придел в честь святого воина-мученика Андрея Стратилата.

После обрушения Борисоглебского собора и его разборки в 1682 г. сохранившийся придел был расширен к востоку и обращен в самостоятельный храм. Стены западного объема и северная стена восточной пристройки ныне существующего здания сохранились от собора XV века. Архитектурное оформление западного портала с арочным завершением, декоративной бровкой снаружи и треугольной перемычкой внутри характерно для новгородской архитектуры этого времени. Кладка XV века - из серого известняка и ракушечника, XVII века - из кирпича. К XVIII -XIX вв. относится устройство нового свода в западном объеме, кровли, главки, звонницы, а также переделка ниш, оконных проемов и укрепление фундаментов.

Археологические исследования основного объема Борисоглебского собора осуществлены в 1940-1941 гг. под руководством А.А. Строкова. В 1969 и 1970 гг. М. К. Каргер и Г.М. Штендер изучили остатки лестничной башни XII в. Реставрационные работы проведены в 2000 -2004 гг. фирмой «Десна» по проектам О.Н. Коваленко и Л.Г. Марковой.

Тогда же художниками - реставраторами Московского научно - реставрационного управления под руководством Е.И. Серегиной (бригада В.Д. Сарабьянова) раскрыта и укреплена настенная живопись XVI - XVII вв. На северной стене в нижнем регистре изображена процессия святых (среди них - Андрей Стратилат), на западной щеке триумфальной арки в медальонах - «Богоматерь Знамение», библейский царь Давид и неизвестные святые. На стенах западного объема, в верхнем регистре фрагментарно сохранилась композиция «Вознесение Христа»; на южной и северной стенах -12 апостолов в рост, на западной стене - Богоматерь с двумя ангелами. Изображение Христа в сиянии располагалось на утраченном своде. 

 

 

 

фото Натальи Барышниковой

 

На страницу "Прогулки по городу"

На первую страницу

 

Сайт создан в системе uCoz