Великий Новгород.
Магдебургские врата Софийского собора
(фото Н.Барышниковой)
Магдебургские (Cигтунские) врата на западной стороне Софийского собора в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. И в настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведет архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Эти врата являются, по преданию, воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну. Сделаны врата западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характер рельефных изображений, которыми они покрыты. Сцены из Ветхого и Нового заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством и вкусом. Среди фигур, изображенных на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152—1192) и плоцкий епископ Александр (1129—1156). По их заказу ворота были изготовлены в 1152—1154 годах.Есть на вратах и изображения сделавших их мастеров — литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между фигурами немецких мастеров помещена фигура русского мастера Авраама. У каждой из трех фигур сделаны надписи — на латинском языке у фигур Риквина и Вайсмута и на русском — у фигуры Авраама. Авраам, по преданию, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки из Швеции. Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикрепленными к их челюстям двухглавыми змеями. Это назидательный образ Ада, напоминающий входящему о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок - головы грешников.Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними - русские переводы. В правом углу левой створки - редкое изображение сотворения Евы. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, - олицетворение двойственности человеческой натуры. В XVII веке шведский король во время шведско-польской интервенции пытался возвратить врата в Швецию, но его военачальник, опасаясь гнева горожан, оставил врата на месте.