Великий Новгород. Церковь Федора Стратилата на Ручью
(фото Н.Барышниковой)
В 1360 году новгородский посадник Семен Андреевич и его мать Наталья заложили на берегу Федоровского ручья церковь Федора Стратилата. В следующем году церковь была закончена. Церковь Федора Стратилата относится к классическим памятникам новгородского зодчества второй половины XIV века.
Как и храмы первой половины XIV века, церковь Федора Стратилата представляет собой кубического типа четырехстолпную одноглавую постройку, в отношении пространственной композиции близкую к памятникам первой половины XIV века. Однако но сравнению с ними церковь Федора Стратилата — гораздо более законченное, зрелое художественное произведение.
Наиболее существенным новшеством был внешний облик храма. До недавней поры фасады храма завершались щипцами с многолопастной ползучей аркой под каждым щипцом. Исследование верхних частей церкви Федора Стратилата при восстановлении ее после войны привело к выводу о первоначальном трехлопастном завершении храма. Многолопастная арка па фасадах была лишь декоративным убранством. Трехлопастное завершение церкви Федора Стратилата было восстановлено в натуре.
В обработке фасадов зодчий Федора Стратилата вновь возвратился к трехчастному членению лопатками в соответствии с внутренними структурными членениями здания. На фасадах Федора Стратилата, особенно на барабане и апсиде, немало декоративных элементов. Барабан декорирован поясками трехугольных впадинок, арочек, различных нишек, апсида украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками. Окопные проемы и порталы имеют стрельчатые завершения, над окнами разнообразные по рисунку «бровки». Некоторые ниши на фасадах были украшены фресковыми изображениями. По своим архитектурным формам памятник близок к церкви Спаса-Преображения. Его фасады так же богато декорированы нишками, арочками, впадинками и крестами. При реставрации вместо более позднего восьмискатного покрытия было восстановлено первоначальное по трехлопастной арке. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII в.
В трактовке интерьера храма характерно расширение подкупольного квадрата путем приближения столбов к стенам. Необычно устройство больших полатей (хор), на которых были размещены и приделы и помещения, служившие в качестве хранилищ. На полати ведет каменная лестница, сделанная не в толще западной стены, как обычно, а в северо-западном членении здания. Деревянный переход вел с полатей вдоль южной стены в придел, посвященный патрону заказчика Симеону Дивногорцу. Внизу, в толще западной стены и под лестницей в южной стене, находятся несколько потайных ящиков и камер для хранения ценностей. Семен Андреевич рассматривал церковь не только как храм, но и как каменный сундук-сейф.
Внутри храма сохраняется роспись, приписываемая некоторыми исследователями работе Феофана Грека, а другими его ученикам — новгородским художникам. Живопись поражает своим высоким мастерством. Она схожа и в то же время отлична от росписей ц. Спаса-Преображения. Фрески церкви Федора Стратилата исполнены в серо-фиолетовых, голубых, зелено-желтых тонах. Используется прием нанесения красно-коричневой краской бликов по верху. Фигуры изображаются в движении. В этом состоит сходство. Отличает же их то, что изображенные фигуры святых более приземисты. Лица написаны не греческого типа, а скорее новгородского. Выражение их более мягкое, приветливое. Действие сцен развертывается на сложном архитектурном фоне.
Роспись церкви сохранилась не полностью. На стенах и сводах видим отдельные сцены из жизни святых, изображения святых. На северной стене привлекает внимание композиция «Сошествие во ад». Фигуры в ней построены в стремительном движении. На восточных столбах находится фреска с изображением Благовещения. Ангел из этой группы поражает своим высоким художественным исполнением. На стенах памятника сохранилось много граффити, т. е. надписей, выцарапанных на штукатурке в XIV—XV вв. Внизу в толще западной стены и под лестницей сохранились потайные камеры, в которых хранились сокровища заказчика этой церкви. Через лестницу, проходящую внутри церкви, поднимемся на хоры, которые представляют собою довольно просторное помещение. Здесь были устроены приделы и тайники. Вдоль южной стены хор шел деревянный переход в придел Симеона, устроенный над диаконником. На восточной стене хор имеется интересное изображение трех фигур в княжеских одеяниях. По-видимому это великий князъ Владимир со своими сыновьями Борисом и Глебом. С хор ведет лестница в барабан, где так же сохраняется древняя живопись.В целом церковь Федора Стратилата — выдающийся памятник, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства. Исходя в основном из старых плановых и пространственных решений, в то же время внеся ряд новых черт, зодчий Федора Стратилата придал новый характер внешнему оформлению здания и обнаружил новую для новгородской архитектуры тенденцию к декоративности в трактовке стены, не нарушая при этом конструктивной логичности фасада.